Практика
7 августа 2018, 13:23

Верховный суд решил, как делить общую квартиру при банкротстве супруга

Верховный суд в рамках одного из банкротных дел решал, может ли управляющий объявить торги на принадлежащую должнику квартиру, если тот делит право собственности на нее с супругом.

В ходе банкротных по банкротному делу Ирины Батыревой (№ А40-137393/2016) ее финансовый управляющий Александр Влайко разместил объявление о проведении торгов по реализации принадлежащей должнице и находящейся в залоге у Банка ВТБ квартиры. 

Батырева сочла действия управляющего по продаже квартиры незаконными и обжаловала их. Три инстанции исходили из того, что спорная квартира является совместной собственностью должницы и ее супруга — Сергея Батырева, производство по банкротному делу которого было окончено еще в 2016 году, когда суд освободил его от обязательств перед кредиторами. Суды пришли к выводу, что обращение взыскания на долю супруга в совместной с должником собственности является неправомерным, в связи с чем удовлетворили жалобу на действия финансового управляющего.

Влайко обжаловал это в Верховный суд. Он указал, что в 2013 году Ленинский районный суд Ульяновска взыскал с супругов задолженность перед ВТБ и обратил взыскание на заложенную квартиру. Затем это требование банка было включено в реестр кредиторов Батыревой. Управляющий уверен — при таких условиях и в отсутствие судебного акта о разделе имущества квартира подлежит реализации в деле о банкротстве одного из супругов с последующим возмещением другому супругу стоимости причитающейся ему доли.

Экономколлегия ВС согласилась с доводами управляющего Влайко, отменила судебные акты нижестоящих инстанций и направила спор на новое рассмотрение.