Банк России требует усилить борьбу с торговлей наличными
Схема подразумевает, что компания, которой нужны наличные, осуществляет безналичный перевод в несколько оптово-розничных предприятий, пишет «Коммерсант». Торговые точки рассчитываются этими средствами с поставщиками, реализуют закупленные товары за наличные, а выручку продают заказчику. Наличность не сдается в банк и не отражается в отчетности. Стоимость подобных услуг составляет 15–17% от суммы, говорил в феврале зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин.
Регулятор требует, чтобы банки приостанавливали операцию на сутки, если она кажется им сомнительной. Признаками транзитера может быть то, что он относится к малому бизнесу, зарегистрирован после 1 января 2016 года, открыл счет после 1 января 2017 года, а его налоговая нагрузка не превышает 2%. Деньги могут перечисляться в качестве оплаты за автомобили и запчасти, табачные изделия, продовольственные продукты, непродовольственные товары. Размер поступлений или списаний со счета – от 1 млн руб. в сутки.
Заморозив транзакцию, банку надлежит проанализировать ситуацию, связаться с клиентом, после чего осуществить операцию или отказать и отчитаться в Росфинмониторинг. С 4-го квартала 2018 года объем таких операций будет учитываться при определении общего объема транзакций повышенного риска. Доля выше 2% от дебетовых оборотов по клиентским счетам или от 1 млрд руб. за квартал свидетельствует о высокой вовлеченности банка в сомнительную деятельность, что является основанием для отзыва лицензии.
Подобная нагрузка может оказаться чрезмерной для банков, специализирующихся на работе с малым бизнесом, говорят эксперты: им проще уйти в другой сегмент или покинуть рынок.