В какой срок можно взыскать долг с поручителя: решение ВС
В октябре 2017 года Татфондбанк обратился в суд с тем, чтобы включиться в реестр кредиторов Маргариты Исаевой (дело № А40-81155/2017). Банк подтвердил свое заявление договором поручительства от 8 июня 2015 года между Исаевой и Сергеем Киреевым и фактом невыполнения условий кредитного договора.
Три инстанции включили требования Татфондбанка на 63,4 млн руб. в реестр. Суды исходили из того, что Татфондбанк своевременно реализовал свое право на удовлетворение требований за счет поручителя, поскольку обратился в Тверской районный суд Москвы еще в январе 2017 года.
С этим не согласилась компания «Экспотрейд», другой кредитор Исаевой, которая пожаловалась в Верховный суд. Заявитель указал: в договоре поручительства не установлено условие о его сроке, а потому – в силу п. 6 ст. 367 Гражданского кодекса – поручительство прекращается при условии, что кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иск к поручителю.
По мнению компании, срок исполнения обязательства по возврату кредита наступил не позднее 10 августа 2016 года – в день, когда Татфондбанк обратился с заявлением о банкротстве Киреева. «Банк обратился в суд с требованием к Исаевой 19 октября 2017 года, то есть за пределами годичного срока. Следовательно, поручительство прекратилось», – уверен заявитель, по мнению которого предыдущее обращение банка в Тверской райсуд Москвы с иском с тем же требованием, оставленным без рассмотрения, не прервало срок поручительства.
С этим согласилась экономколлегия ВС, которая отменила решения нижестоящих инстанций и приняла новое, отказав Татфондбанку во включении его требований в реестр.