Когда возникает безнадежная задолженность по налогам: решение ВС
По итогам проверки за период с 2011 по 2013 год межрайонная инспекция ФНС № 14 по Республике Татарстан доначислила предпринимателю Наилю Гаязову НДФЛ, штрафы и пени. На счетах коммерсанта средств на погашение задолженности не хватало, а потому налоговики решили взыскать ее за счет имущества должника.
Две инстанции удовлетворили требования ФНС, но суд округа сослался на Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ. Один из пунктов этого закона признал безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2015 года. Эта норма вступила в силу уже после решения апелляции, и окружной суд пришел к выводу, что состоявшиеся по делу судебные акты подлежат пересмотру в контексте обратной силы нового закона.
Налоговая служба с этим не согласилась и обратилась в Верховный суд. По мнению налоговиков, задолженность предпринимателя образовалась по результатам налоговой проверки от 26 мая 2015 года. Налоговики уверены: чтобы квалифицировать задолженность как безнадежную, о ее наличии должно быть известно. Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов, то установление такой задолженности является результатом налоговой проверки. «Позиция кассационного суда безотносительна к тому, когда налоговому органу стало известно о недоимке по налогам – до 1 января 2015 года или после этой даты – лишает смысла проведение налоговых проверок либо представление налогоплательщиком налоговых деклараций за все годы, предшествующие 2015 году», – уверен заявитель.
Кроме того, положения нового закона не могут предоставлять преференции тем предпринимателям, в чьем поведении имеются признаки недобросовестности, утверждают налоговики.
С этим согласилась экономколлегия ВС, которая признала правоту первых двух инстанций. «Суд округа по существу признал основанием для списания долга по налогам факт неисполнения налогоплательщиком имеющейся у него налоговой обязанности, а не затруднительность ее исполнения в установленный законом срок по обстоятельствам, сложившимся в жизни гражданина. Таким образом, действия налоговой признаны законными (дело № А65-26432/2016).