Законопроекты ВС и «процессуальная революция»
Лебедев констатировал, что из законопроекта о «процессуальной революции» исключили положение про отказ от мотивировочных частей решений по ряду дел: «Хотя судебная нагрузка динамично растет и в этом году количество гражданских и административных споров стало на 11% больше по сравнению с прошлым годом». Вместе с тем в девяти из 10 дел стороны согласны с принятием решений, отметил глава ВС.
Лебедев сообщил и о том, что Пленум ВС предложил дать ВККС возможность изменять вид дисциплинарной ответственности, к которой привлекают судей. Этот законопроект внесли в Госдуму на прошлой неделе. В рамках этого документа в компетенцию ВККС предлагают добавить рассмотрение вопросов о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи районного, городского, межрайонного суда, мирового судьи либо на привлечение их в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.
Председатель ВС рассказал и о том, что еще до конца текущего года Пленум ВС примет шесть постановлений. В 2019 году будут разъяснения Пленума ВС по ч. 4 ГК о праве на результаты интеллектуальной деятельности, о наказании за налоговые преступления, по вопросам международного публичного и частного права.
«Конфликт интересов» и как его избежать
Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее 1/2 от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала их деятельности примет Пленум ВС и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 г. То есть к этой дате нужно выбрать кандидатов на половину от 904 судейских должностей в новых судах. И существует проблема с формированием новых судов.
Речь идет о том, что расценивают как «возможный конфликт интересов». Приведу общий пример – работает человек в районной прокуратуре, хочет идти работать в суд, всё нормально у него с характеристиками, они хорошие. Но в этой ситуации как раз возникает «возможный конфликт интересов», так как суд находится в том же районе, где он раньше трудился в надзорном органе. Возникает подозрение, что он будет рассматривать дела своих бывших коллег. Но почему его сразу в этом подозревать?
Я помню, когда в бытность моей работы в районном суде только возникала опасность конфликта интересов по делу, которое мне поступило, – я сразу же приходил к председателю и сразу говорил об этом. Менялись с другими судьями делами в таком случае, чтобы избежать конфликта интересов.
Суровое наказание за насилие в семье – это не панацея
Лебедев поддержал декриминализацию домашнего насилия, которая прошла в прошлом году. В феврале 2017 года президент Владимир Путин подписал закон, которым перевел домашние побои, совершенные впервые, из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения. Из ст. 116 Уголовного кодекса («Побои») исключили формулировку о причинении насилия «в отношении близких лиц». С этого момента побои в семье стали относиться к административным правонарушениям (ст. 6.1.1 КоАП).
Глава ВС привел пример, как раньше пострадавшие пытались добиться возбуждения уголовных дел в такой ситуации: «Сотрудники правоохранительных органов сразу задавали им вопрос о том, где нанесли побои. Если в квартире, то сразу готовили постановление об отказе в возбуждении дела. Никакого дознания не было». А если потерпевшая шла в суд и пыталась добиться привлечения к ответственности супруга в порядке частного обвинения, то судьи тоже старались быстрее помирить стороны, заметил Лебедев.
Он сказал, что привлечение к административной ответственности позволило реально наказывать провинившихся в домашнем насилии: «А если лицо совершает такие действия повторно, то он получит уже уголовное наказание». Кроме того, глава ВС отметил возможность привлекать виновных за постоянные побои по ст. 117 УК («Истязание»): «Её же никогда не декриминализировали».
По словам Лебедева, вообще надо тщательнее исследовать социальные и криминологические причины домашнего насилия: «Вот, чем надо заниматься, если хотим убрать преступность в семье. Она не уйдёт, если мы просто введём более суровое наказание».
А уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова в своем выступлении на Совете судей, наоборот, указала, что уголовно-правовые санкции имеют глубоко превентивный характер. Она высказалась в поддержку разработки законопроекта противодействия насилия в семье, который помог бы предотвращать подобные преступления.