Верховный суд разъяснил: если у должника есть несколько квартир, суд должен самостоятельно определить, какое оставить банкроту, а какое — продать для погашения требований кредиторов. При этом суд должен учитывать интересы обеих сторон спора, а также думать о соблюдении прав иждивенцев должника.
Если должник избавился от квартиры в пользу своих родственников — такая сделка не всегда может быть признана недействительной. Должник в рамках рассмотрения этого вопроса в суде вправе ссылаться на тот факт, что, несмотря на утрату права собственности в отчужденном жилье, на момент рассмотрения спора в нем совместно проживают он и члены его семьи, и это жилье — единственное, которое у них есть. «По общему правилу обоснованность названного возражения должника свидетельствует об отсутствии признаков причинения сделкой вреда кредиторам, что является основанием для отказа в удовлетворении требования о признании ее недействительной в рамках дела о банкротстве», — подчеркнул ВС.
Еще одно разъяснение касается единственной квартиры в ипотеке. Если кредитор не предъявит свое требование в рамках банкротного дела, либо пропустит срок для обращения за установлением статуса залогового кредитора — он не сможет рассчитывать на удовлетворение своих требований даже вне дела о банкротстве.