Инициатива вице-премьера Дмитрия Козака по поддержке промышленности начала смягчаться. Она больше не предполагает полной отмены более 50 отраслевых программ – решения теперь будут приниматься индивидуально. Для получения универсальной субсидии от некоторых отраслей, например химпрома и металлургов, не потребуется усилий – их экспорт уже выше целевых объемов. А автопрому, сельхозмашиностроению придется больше работать на экспорт, чтобы увеличить его вдвое, пишет «Коммерсант».
«Общий объем субсидий до 2024 года в рамках нацпроекта по поддержке экспорта зафиксирован на уровне 420 млрд руб. По данным «Коммерсанта», из периметра исключена субсидия на транспортировку, общее финансирование сокращается на 15 млрд руб., из оставшегося 202,5 млрд руб. идет на КПМК», – пишет издание. Эти деньги неравномерно распределяются по годам – основные объемы приходятся на вторую трехлетку, сказал источник «Коммерсанта» в правительстве. В итоге финансирование может резко упасть. Так, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в письме Козаку оценивал объем субсидий в 2019 году в 8 млрд руб., в 2020 году – 6,9 млрд руб., в 2021 году – 15,2 млрд руб.
Наибольшую поддержку получит машиностроение – 36,9%. Из них больше половины (61,5%) выделяется автопрому, еще 15% строительно-дорожному, пищевому и сельхозмашиностроению, 6,3% – на судостроение, энергомаш – 5,7%, нефтегазовое и тяжелое машиностроение – по 2,9%. Наименьший объем поддержки достанется производству станков – только 0,7%. Из других отраслей больше всего средств получат металлурги (28,3%) и химики (16,5%), 7% придется на леспром, 5% – на фармацевтическую и косметическую промышленность, 3,3% – легпрому, прочим отраслям – 3%.
Также в документе зафиксированы и конкретные обязательства по отношению экспортной выручки к общей к 2024 году (именно эти показатели компании должны заложить в своих КПМК, чтобы получить субсидии). По части отраслей эти планки заведомо выполнены. Так, стальные компании, включая трубников, в целом давно перешагнули установленную планку в 10% экспорта: сейчас экспорт проката составляет около 45% выпуска. Но растущие торговые барьеры не позволяют металлургам обращаться за субсидиями, поскольку они станут поводом для начала компенсационных расследований в странах-импортерах, объясняют источники «Коммерсанта». Так, Канада в 2015 году пыталась ввести предварительные защитные пошлины на российскую сталь, считая, что металлурги из России получают выгоду от субсидий сельхозмашиностроению. В химическом секторе экспорт также существенно превышает установленный в законопроекте уровень в 10% (за рубеж уходит более 80% минудобрений). Но компании отрасли прямых субсидий от государства не получают.
Как говорит глава Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин, в 2018 году субсидии этой отрасли составили около 3 млрд руб. При этом он отмечает, что даже на отечественном рынке российские компании сейчас занимаю около 20%. По словам Сергея Шуляка из DSM-Group, объединение фармацевтической и косметической отраслей в одну группу не окажет негативного влияния на фармкомпании, так как «в косметической промышленности мало инноваций, а именно они причина субсидирования». Господдержка фармацевтики, по его словам, в последние годы оценивалась в 3–4 млрд руб.
В косметической отрасли поддержали нацпроект. Исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский упомянул успешность господдержки парфюмерных компаний в Южной Корее, которые завоевывают международный рынок. По его словам, в России такое субсидирование «может дать хорошие результаты».
Источник «Коммерсанта» в вагоностроительной отрасли заявил, что недостаточное финансирование новых экспортных проектов железнодорожного машиностроения вместе с резким снижением субсидирования затрат на логистику приведет к возникновению угрозы срыва некоторых заключенных контрактов.
Для автопрома цель установлена на уровне 10%, но в 2017 году доля экспорта от выпуска составила 6,5%. В Nissan сказали, что целевые показатели призваны стимулировать экспорт конкурентоспособной продукции, но «достаточен ли объем средств, будет видно из работы механизма в первые годы». В целом новую систему в компании называют «очень своевременной»: «В дополнение к уже существующей субсидии на транспортировку она должна усилить эффект увеличения экспортных объемов».