Согласно законопроекту, кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять сведения об операции в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня ее совершения. Предоставляемая информация должна содержать дату и место совершения операции, номер карты, сведения о ее держателе и банке-эмитенте, а также сумму, на которую операция осуществлена.
Банки изначально негативно отнеслись к этому законопроекту, но рассчитывали на его изменение ко второму чтению, но поправки коснулись уточнения понятия территории выпуска карты. По словам замглавы Росфинмониторинга Павла Ливадного, к нему теперь относится как страна, в которой расположен банк-эмитент, так и отдельная административно-территориальная единица, обладающая самостоятельной правоспособностью.
Рынок настаивает: реализовать эту инициативу невозможно, потому что это очень дорого. По словам заместителя главы Национального совета финансового рынка Александра Наумова, сейчас банковские процессинговые системы не имеют признаков определения территории, где была выпущена карта, можно отличить лишь российские карты от иностранных. «Страны по картам придется выбирать вручную, выявляя название банка-эмитента и определяя его местонахождение», – отмечает Наумов. В пресс-службе ВТБ отмечали, что операции отдельных банков в отдельных странах технически распознать возможно, но сложно распознать конкретную область государства, потому что эта информация указывается обслуживающим банком, что может носить субъективный характер.
Банкиры также сомневаются, будут ли расходы по доработке программного обеспечения банкоматов экономически целесообразными. Как рассказывал Ливадный, пока законопроект носит предупреждающий характер, перечень стран будет утверждаться и доводиться до сведения кредитных организаций строго по необходимости. То есть его может и не быть, если не возникнет соответствующих угроз. «Банкам придется серьезно потратиться на автоматизацию, для клиентов это обернется удорожанием услуг по снятию наличных, а результативность будет нулевая», – рассуждает Наумов.
Росфинмониторинг скептически относится к недовольству рынка. «Данный проект согласован с ЦБ, который хорошо представляет реальные возможности кредитных организаций, – отметил Ливадный. – Полагаю, что при необходимости Банк России выпустит для рынка соответствующие рекомендации».
Сейчас Росфинмониторинг уже ведет реестры юридических лиц, в которые включены организации, связанные с терроризмом и экстремизмом. Для физлиц меры ведомства, помимо блокировки счетов, включают запрет на открытие счета и проведение некоторых других операций в России.