Практика
17 января 2019, 16:36

ВС решал, когда ликвидация не помешает судебному спору

Мог ли суд прекратить производство по заявлению управляющего об оспаривании сделок с подрядчиком банкрота, если на момент рассмотрения спора в первой инстанции этот подрядчик уже ликвидирован? Ответ на этот вопрос дал Верховный суд в рамках одного из недавних споров.

Компании «Созидатель» и «Транс Поволжье» в 2013 году заключили шесть договоров подряда. В результате этого у «Транс Поволжья» образовался долг перед контрагентом в 7,5 млн руб., который компания подтвердила в акте сверки взаимных расчетов.

А уже в рамках банкротного дела «Транс Поволжья» его конкурсный управляющий Максим Бандорин потребовал признать договоры между компаниями недействительными. Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что представленные в деле копии документов – счета-фактуры, договоры подряда, приложения к договорам, товарные накладные, акты выполненных работ — по выполненным «Созидателем» работам содержат подписи директора, который умер на дату их составления. При этом численность работников «Созидателя» – 1 человек на 2013 год – не позволяла ему выполнить работы, указанные в оспариваемых договорах. Наконец, у «Транс Поволжья» не было разумных экономических мотивов для заключения спорных договоров. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о совершении сделок при злоупотреблении правом.

Суд округа прекратил производство по заявлению управляющего, потому что на момент его рассмотрения в первой инстанции компания «Созидатель» уже была ликвидирована. Эту позицию исправила экономколлегия ВС, которая отменила решение окружного суда и «засилила» позицию первых двух инстанций (дело № А57-17295/2014).