Практика
19 февраля 2019, 19:47

КС разъяснил, когда автомобиль нельзя забрать у собственника

Нельзя просто забрать автомобиль у собственника, в каких бы целях его ни использовали – если его, конечно, не привлекли к ответственности. К такому выводу пришел Конституционный суд по итогам рассмотрения жалобы питерского предпринимателя.

Ответственность за других

В марте 2018 года компанию «Партнер» признали виновной в обороте алкогольной продукции без маркировки по ст. 15.12 КоАП. Компанию оштрафовали на 2000 руб. и забрали весь нелегальный алкоголь. Бутылки перевозили на «Газели», которая принадлежала менеджеру по продажам «Партнера» Орхану Довлатли. Административное дело в отношении управленца закрыли, потому что не смогли установить происхождение обнаруженного в его фургоне товара. 

Но «Газель» ему не вернули: судья объяснил такое решение тем, что в соответствии с законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» автомобиль, который использовали для перевозки нелегального алкоголя, подлежит изъятию и дальнейшей продаже – его нельзя вернуть владельцу.

Довлатли попытался обжаловать решение и дошел до Конституционного суда.

Позиция КС: машину забирать нельзя

Судьи КС рассмотрели жалобу и решили: нельзя забрать автомобиль у гражданина, которого даже не привлекли к административной ответственности.

Конфискация в таком случае, по сути, становится санкцией для собственника автомобиля, что недопустимо.

Конституционный суд: даже если собственник транспортного средства фактически осознавал и допускал, что принадлежащий ему автомобиль используется для перевозки незаконной алкогольной продукции, его нельзя считать правонарушителем в рамках дела об административном правонарушении в отношении другого лица.

Конституционный суд велел пересмотреть дело Довлатли и «Партнера» о конфискации автомобиля. В то же время КС предложил законодателю подумать над введением административной ответственности для собственника транспортного средства за предоставление его другому лицу для заведомо противоправной деятельности, включая конфискацию, если речь идет о незаконном обороте алкоголя «как особой сфере государственного регулирования».

Постановление Конституционного суда от 18 февраля 2019 года № 11-П.