Как пишет «Коммерсант», спор касался работы госсистемы миграционного учета и оформления паспортов, которой пользуются Минкомсвязь, Минобороны, ФСБ, МВД, МИД и Росморречфлот. «Ростелеком» с 2011 года оказывает услуги по ее поддержке, эксплуатации и развитию.
Последний госконтракт истек в 2016 году. Несмотря на то, что новое соглашение до сих пор не заключено, оператор продолжает обеспечивать работоспособность системы. Как объясняют юристы, законодательство обязывает «Ростелеком» оказывать особо значимые услуги, пока госзаказчик от них не откажется.
В августе 2017 года «Ростелеком» адресовал госорганам претензии на возмещение неосновательного обогащения, а в феврале 2018 года подал иск против них (дело № А40-18785/2018). Большинство ведомств, за исключением Минкомсвязи, были признаны ненадлежащими ответчиками. При этом никто из них не отрицал, что компания действительно сопровождает систему.
В Минкомсвязи планируют оспаривать судебное решение. По словам экспертов, общее правило оплаты услуг в рамках госзакупок гласит, что исполнитель не вправе требовать вознаграждений, не имея контракта, но подобный случай – исключение.