Практика
25 февраля 2019, 17:08

Счётная палата раскритиковала расходы на мировых судей

25 февраля Счётная палата опубликовала результаты анализа расходов на обеспечение деятельности мировых судей за пять лет. Выводы исследования неутешительны: у мировых судей проблемы с обеспечением, у ответственных за это субъектов федерации – с финансированием и организацией работы, а страдают от этого граждане. В Счётной палате предложили, как улучшить ситуацию.

О мировой юстиции в России

За период с 2012 по 2017 год мировых судей в России стало больше – их число возросло с 6933 до 7145. Нагрузка на мировые суды значительная и в 1,5 раза превышает среднероссийский показатель – даже без учета судебных приказов.

Расходы на судей тоже растут. В 2014 году кассовые расходы управлений судебных департаментов на финансирование мировых судей составили 9,5 млрд руб., в 2015-ом они выросли до 10,9 млрд руб., в 2016-ом – до 12,2 млрд руб., в 2017-ом – до 12,9 млрд руб. Не все расходы оказались детализированы, поэтому Счётная палата заявила о наличии риска нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

Что касается расходов Суддепов на материально-техническое обеспечение мировых судей, то больше всего денег – 742 млн – выделили Краснодарскому краю, меньше всего – 233 700 руб. – Ставропольскому. Всего на эти цели направили более 1,3 млрд руб.

С 2014 по 2017 год Фонд оплаты труда формировался Суддепом исходя не из численности мировых судей, а с учётом её предполагаемого увеличения и в итоге превысил 257,6 млн руб. Эти деньги распределили на премии и матпомощь федеральным судьям. На закупки для материально-технического обеспечения мировых судей за три года потратили 31,1 млрд руб. При этом с 2014 года объём закупок у единственного поставщика увеличился на 21,9%.

Недостатки системы

Но при растущих расходах риск неэффективного использования средств также увеличивается, указали в Счётной палате. Там указали, что в 2017 году работу мировых судей в субъектах обеспечивала 121 структура и на их содержание ушло на 11,5 млрд руб. больше, чем «на материально-техническое обеспечение всех мировых судей и заработную плату сотрудников их аппаратов».

Второй недостаток системы мировой юстиции – неконкретные полномочия органов власти, которые отвечают за финансирование и обеспечение мировых судов. На федеральном уровне нет требований к минимальному обеспечению, и субъекты устанавливают их самостоятельно. В ряде регионов такие нормативы отсутствуют вовсе. Зависимость мировых судей от региональных властей приводит «к снижению качества правосудия», делают вывод в Счетной палате.

Система мировой юстиции не стала доступнее для граждан, также заключают в исследовании и приводят статистику: 60% мировых судей – это более 4000 человек –  работают в помещениях, которые находятся за пределами их судебных участков. Это «создаёт риск процессуальных ошибок», говорится в отчете.

Пути решения

Счётная палата дала ряд рекомендаций по выходу из сложившейся ситуации. Во-первых, обсудить вопрос передачи полномочий по организационному обеспечению деятельности мировых судей на федеральный уровень. Это позволит оптимизировать расходы региональных бюджетов. 

Во-вторых, считают в Счетной палате, следует изменить систему социальной защиты судей и повысить им денежное вознаграждение. Третьей рекомендацией стало введение нового термина – «кабинет мирового судьи» – с указанием технических требований. Итоги исследования передадут в Совет Федерации и Госдуму.