Банки по-новому оценят кредитоспособность россиян
По словам генерального директора Visa в России Екатерины Петелиной, «рисунок трат по картам может быть ценным дополнением к кредитной истории». Рассказать о заёмщике могут такие параметры, как категория карты, частота и места покупок, потраченные суммы.
Работа сервиса заключается в том, что Visa изучает траты человека по картам разных банков и оценивает его поведение, присваивая скоринговый балл. Как пояснила Петелина, у клиента может быть зарплатная карта в одном банке, а карта с баллами для путешествий – в другом. По этим картам он может выглядеть разным человеком: один делает мелкие покупки, а другой, например, покупает одежду в Италии, сообщают «Ведомости». Хороший скоринговый балл обычно бывает у тех, кто использует карту часто, поскольку его поведение понятно, объяснила Петелина.
Бюро кредитных историй «Эквифакс» выполняет в сервисе функцию агрегатора, который помогает собрать данные о разных картах человека. БКИ обращается к Visa и по запросу выдает банку скоринговый балл заёмщика. Данные клиентов передаются в зашифрованном виде.
На сегодня свою готовность использовать сервис Visa подтвердили 15 банков. Пока неизвестно – подключится ли к нему Сбербанк, выпустивший более половины всех карт в России.
Гендиректор «Эквифакса» Олег Лагуткин утверждает, что модель работает и в нынешнем составе. По его словам, даже в отсутствие ряда крупнейших банков, точность скоринговой модели заметно возрастает. Сервис позволяет снизить кредитный риск более чем на 10%.
Аналогичные пилотные проекты с 2018 года также проводит национальная платёжная система «Мир», решение о промышленном запуске пока не принято.