ВС разобрался в старшинстве залога
В октябре 2010 года Сбербанк предоставил ИП Карамзину кредит под залог имущества. Поручителем выступил Гарантийный фонд Ростовской области. В июле 2011 года Сбербанк выдал кредит обществу «Вектор-Инвест», в обеспечение исполнения обязательств по которому ИП Карамзин предоставил личное поручительство и залог имущества, выступавшего обеспечением по первому кредиту.
Отношения по залогу недвижимого имущества были оформлены в июне 2012 года путем заключения договора об ипотеке, по условиям которого предоставленная в залог недвижимость обеспечивала надлежащее исполнение обязательств как по первому, так и по второму кредитному договору, а первоначально заключенный договор об ипотеке расторгался. Когда у ИП образовалась задолженность по первому кредитному договору, ее погасил фонд.
Вскоре банк инициировал банкротство Карамзина, его требования были включены в реестр. Фонд также обратился с заявлением о включении требований в реестр, которое суды трех инстанций удовлетворили на правах последующего залогодержателя.
Но фонд оспорил решения судов: по его мнению, он выступил поручителем только по кредитному договору. При этом фонд исполнил свои поручительские обязательства и погасил всю сумму основного долга, следовательно, суд не мог сделать вывод о его статусе как последующего залогодержателя. Экономколлегия прислушалась к этим доводам и направила спор по делу № А53-26569/2016 на пересмотр.