Федеральная таможенная служба (ФТС) подвела итоги 2018 года. 370 млрд руб. вывели из России, причём это значительно больше, чем в прошлом году: тогда за рубеж ушли 138 млрд руб., пишет ТАСС со ссылкой на сообщение ФТС. Служба также рассказала, что в 2018 году таможенники зарегистрировали 1643 сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса («Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ» и «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов» соответственно). «По результатам их рассмотрения возбуждено 417 уголовных дел на сумму более 47,5 млрд рублей», – сказали в ФТС. В 2017 году таможенные органы получили 819 сообщений о преступлениях, в результате которых было возбуждено 289 уголовных дел, в 2016 году – 1208 сообщений и 312 дел.
9 апреля стало известно, что генпрокурор Юрий Чайка предложил разрешить дознавателям таможенных органов расследовать дела о выводе за границу крупных сумм, так как следствие с этими задачами, по его мнению, не справляется. Он указывал, что таможенники выявляют вывод средств за рубеж, но следственные органы направляют в суды не более 6% уголовных дел о преступлениях по ст. 193 и 193.1 УК. «Такая ситуация обусловлена отсутствием у следователей необходимых знаний в области таможенного дела и наработанной практики, имеющейся у должностных лиц таможенных органов», – говорил генпрокурор.
Адвокат АБ Торн Фархад Тимошин рассказывал, что на практике получается так: таможенные органы шесть месяцев (предельный срок) расследуют подследственные им уголовные дела, а потом прокуратура передаёт их в следственные органы, которым в дальнейшем достаточно сложно направить их в суд из-за многочисленных процессуальных нарушений. «Озвученные статьи сами по себе сложно доказываются, так как иностранные государства неохотно отвечают либо вообще не отвечают на международные поручения об оказании правовой помощи, а без них не направить уголовное дело в суд. Получается замкнутый круг», – говорил он.
Управляющий партнёр Вячеслав Яблоков считает, что у классических следственных органов действительно мало опыта в анализе и оценке трансграничных денежных операций. Таможенному органу проще работать в этой области.