Как пишут «Известия», предлагается внести коррективы в законопроект о создании единой информационной системы проверки сведений об абонентах мобильной связи. Ее пользователями станут Банк России и кредитные организации, операторы платежных систем, коллекторские агентства. Система призвана решить проблему со звонками кредиторов и взыскателей третьим лицам, не имеющим отношения к долгу.
Согласно задумке, запрос будет автоматически перенаправляться сотовому оператору, который обслуживает номер. Согласия абонента на проверку не потребуется. Поправки, несмотря на критику со стороны экспертов, которые указывали, что их принятие ослабит защиту персональных данных, прошли первое чтение в марте.
В НАПКА предлагают иной подход: позволить абоненту предоставлять согласие на «проверку конкретным лицом» данных о принадлежности номера у оператора на портале «Госуслуги» посредством ЕСИА. При этом оператор, получивший запрос, должен убедиться, что такое согласие имеется. Взаимодействие пользователей и операторов «может осуществляться как на основании заключенных между ними прямых соглашений, так и с использованием платформенных решений, создаваемых участниками рынка за свой счет».
Эксперты указывают, что инициатива также несет в себе риски для безопасности персональных данных. По их мнению, надежнее идентифицировать номер на уровне банка при выдаче кредита. Кроме того, сейчас использование портала «Госуслуги» не предполагает обязательного указания телефонного номера, который привязан к паспорту.