Практика
7 июня 2019, 18:46

ВС рассудил, когда возникает право собственности

В рамках приватизации ФГУП преобразовали в АО, которое получило в собственность федеральную землю. Спор возник вокруг того, когда право на эту землю перешло к предприятию, – с момента госрегистрации перехода права собственности или в момент регистрации юрлица.

ФГУП «Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» с 2009 года платило Росимуществу за аренду федеральной земли. В 2017 году было принято решение о приватизации «Микрогена» путем преобразования в акционерное общество. В состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия вошел и земельный участок, арендуемый у государства.

Приватизация завершилась 1 декабря 2017 года, но «Микроген» заплатил аренду еще и за декабрь. А спустя несколько месяцев потребовал у ТУ Росимущества вернуть ее, но получил отказ. И в судах оспорить его тоже не удалось: две инстанции пришли к выводу, что право собственности истца на ранее арендованный участок зарегистрировано 18 января 2018 года. А раз так, то до этого момента участок использовался на праве аренды, а значит, вернуть плату нельзя (дело № А73-8753/2018).

«Микроген» пошел в Верховный суд. АО считает, что после его регистрации публично-правовое образование, которое ранее было собственником приватизированного имущества, утратило право собственности на это имущество. То есть истец именно с даты его государственной регистрации в качестве юридического лица – 1 декабря 2017 года – стал собственником земельного участка, а не с даты государственной регистрации перехода права собственности на участок.

С этим согласилась экономколлегия ВС, которая отправила дело на пересмотр.