Документ регламентирует принципы и критерии допустимости введения экспериментальных режимов для апробации инновационных продуктов в целях их ускоренного внедрения на рынок. Эксперименты разрешат в шести отраслях: цифровая медицина, высокоавтоматизированный транспорт, электронное обучение, новые технологии на финансовом рынке и в строительной сфере, дистанционная продажа товаров и услуг. Этот список содержит также седьмой пункт – «иные направления в случаях, установленных федеральным законом».
Спецрегулирование подразумевает неприменение отдельных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования по лицензированию, аккредитации, сертификации и так далее. При этом оно должно соответствовать Конституции РФ, принципам и нормам международного права, международным договорам РФ и федеральным конституционным законам.
Инициировать экспериментальный режим могут регулирующий орган или претендент, а стать его субъектами – юрлица, ИП, органы исполнительной власти или местной администрации. Срок эксперимента не может превышать три года. Его условия и цели, а также критерии для желающих присоединиться будут описаны в программе. Для участия в спецрежиме бизнесу нужно создать некоммерческую организацию. Если речь идет о финрынке, то эту организацию определит Банк России. При этом ЦБ, в отличие от других регуляторов, может вводить ограничения в отношении субъектов. Например, по объемам финансовых операций или количеству вовлеченных в них лиц.
Спецрежимы могут быть региональными или федеральными; регионы вправе вводить их самостоятельно или совместно с федеральным центром. Их участниками являются в том числе потребители товаров и услуг, произведенных субъектом. Потребителей надлежит проинформировать, что к данным правоотношениям применяется специальное регулирование. Если же субъект занимает доминирующее положение на рынке, то он обязан предоставить потребителю выбор между специальным и общим регулированием. Когда эксперимент затрагивает интересы третьих лиц, об этом необходимо сообщить в СМИ.
Отдельно сказано, что спецрежим не исключает применения к этим правоотношениям гражданского законодательства, в том числе по вопросам ответственности из договорных отношений, ответственности за вред, причиненный госорганам и органам местного самоуправления, а также закона о защите прав потребителей. Законодатель оставляет за собой право вводить обязательное страхование ответственности за вред от реализации эксперимента.
Досрочная отмена спецрежима может быть запущена отраслевым законом. Другой сценарий – двукратное нарушение со стороны субъекта, включая предоставление недостоверной отчетности. Утрату статуса можно обжаловать в суде. Использование спецрежима «для совершения преступлений или административных правонарушений» повлечет исключение из него по ходатайству прокурора. Переход прав и обязанностей субъекта не допускается, кроме реорганизации.
По завершении режима должен быть подготовлен сводный отчет с выводами регулятора, уполномоченного органа и предпринимателей. Они решат, переводить ли экспериментальные нормы в общие. Если ответ окажется положительным, то у правительства будет год на раздумья, а сам спецрежим на этот срок может быть продлен.
По данным «Коммерсанта», согласование проекта в правительстве продолжается вторую неделю. Ожидается, что он будет принят Госдумой грядущей осенью. Это позволит запустить первые эксперименты с середины 2020 года.