Члены ОНК подали иск к администрации следственного изолятора «Лефортово»
Лефортовский районный суд Москвы зарегистрировал иск к СИЗО-2 ФСИН и заместителю начальника по режиму СИЗО Николаю Иванову. Действия администрации учреждения пытается оспорить член московской общественной наблюдательной комиссии Евгений Еникеев. В апреле 2019 года Иванов прервал беседу представителей ОНК Еникеева и Александра Бачу с фигурантом дела о попытке устроить крушение «Сапсана» в 2017 году Фахраджоном Нозимовым. Это произошло после того, как подследственный начал рассказывать об обстоятельствах появления на его теле повреждений, передаёт «Коммерсант».
По словам сотрудника СИЗО, разговор не имел отношения к условиям содержания. При этом составить акт о прерывании беседы он отказался, заявил истец.
Позднее члены ОНК ознакомились с медицинской картой обвиняемого, из которой следует, что с момента поступления в СИЗО у Нозимова как минимум трижды появлялись ушибы челюсти, ссадины шеи и запястий, гематомы. В июле Московский окружной военный суд приговорил его к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Пятеро его сообщников получили от 15 до 21 года колонии. По версии следствия, летом 2017 года они прикрепили железнодорожный башмак к пути, решив, что при наезде на него «Сапсан» сойдёт с рельсов и столкнётся со встречным составом. Поезд с рельсов не сошёл, но пять его вагонов получили повреждения. До попадания в СИЗО Нозимов работал врачом в Санкт-Петербурге.
Ранее, в 2016 году, правозащитники жаловались в Генпрокуратуру на психологическое давление и угрозы со стороны администрации «Лефортова». Зампред московской ОНК Ева Меркачева говорила, что членов комиссии пропускали только в пустые помещения, разговаривать с подследственными предлагали в отдельных комнатах, что мешало оценить условия их содержания. Замначальника СИЗО Иванов ссылался на приказ ФСИН о порядке посещения мест лишения свободы: в п. 11 приказа говорится, что администрация учреждения должна создавать для членов ОНК «возможность бесед», в частности, предоставляя «помещения для индивидуальных бесед и принятия жалоб, оснащённые необходимой мебелью, канцелярскими принадлежностями, а также оборудованные кнопкой тревожной сигнализации».