ВС разбирался, как списать неустойку по госконтракту
ООО «Арапель» заключило госконтракт с казенным учреждением МВД почти на 1 млн руб. Согласно условиям договора, компания должна была поставить товар до 16 декабря 2016 года.
В случае ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств госконтракт предусматривал неустойку. Общая сумма выплат по договору уменьшалась на величину штрафных санкций. Удержанную сумму неустойки заказчик должен был перечислить в бюджет РФ.
«Арапель» просрочила поставку товара на 10 дней. Компания попросила учреждение списать неустойку в размере 29 400 руб. Заказчик сделать это отказался и оплатил контракт за вычетом штрафных санкций.
Тогда поставщик решил взыскать сумму неустойки в судебном порядке, но все три инстанции в иске ему отказали (дело № А55-26467/2017). Суды сослались на письмо Минфина, согласно которому списание неустойки не происходит, если ее сумма перечислена в бюджет или зачтена при оплате контракта.
Компанию выводы судов не удовлетворили, после чего она обратилась с жалобой в Верховный суд.
Исследовав материалы дела, коллегия судей под председательством Ольги Киселевой указала, что в 2016 году порядок списания неустойки определяло Постановление Правительства РФ № 190. Если сумма просрочки составляет менее 5% от цены госконтракта и поставщик выполнил свои обязательства в полном объеме, то происходит списание неустойки. При этом, как отметил ВС, такая мера, по смыслу самого постановления, является обязанностью государственного заказчика.
Таким образом, заключили судьи, «выводы судов об отсутствии оснований для списания неустойки не соответствуют фактическим обстоятельствам дела».
ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на пересмотр в первую инстанцию, которая спустя два месяца удовлетворила требования «Арапеля» в полном объеме.