В марте Девятый арбитражный апелляционный суд признал недействительными два договора поручительства между зерновой компанией «Настюша» и Дмитриев Ананьевым и постановил взыскать с последнего почти 2,9 млрд руб. (дело № А40-1253/2017). После этого «Настюша» направила иск о банкротстве Ананьева (дело № А40-58566/2019).
12 апреля Арбитражный суд Москвы принял заявление в производство. Ананьев не согласился с этим определением и обжаловал его в 9-й ААС. Он заявлял, что суд первой инстанции не должен был принимать заявление, поскольку требования не были исполнены в период менее трех месяцев.
Апелляционный суд в ответ указал, что права требования «Настюши» к Ананьеву являются денежными реституционными требованиями, которые возникли в результате признания договоров поручительства недействительными. Следовательно, все сделки по этим договорам также считаются недействительными.
В результате апелляция признала промерным принятие судом первой инстанции иска «Настюши» в производство. Ананьев обратился в Верховный суд, но тот отказал в передаче его жалобы на рассмотрение Судебной коллегии.
Согласно условиям соглашений, «Настюша» выступала поручителем при получении своим экс-руководителем Игорем Пинкевичем двух займов от Ананьева. Договоры стороны заключили в 2010 и в 2011 годах. Впоследствии «Настюша» исполнила обязательства за Пинкевича. Конкурсный управляющий определил, что сделки поручительства не имели экономического смысла для компании и привели к выводу активов из компании.