В ОГФ рассказали о проблемах тюрем в России
На начало июля в колониях и СИЗО находятся более 543 000 человек, отмечается в документе. В Германии и Франции, суммарное число жителей которых примерно соответствует российскому, число заключённых не превышает 200 000 человек.
При этом в России чаще приговаривают к продолжительным срокам. Так, доля преступников, которых осудили на срок до трёх лет, составляет 24%. Сроки от трёх до пяти лет отбывают 23% заключённых, от пяти до 10 лет – 35%, более 10 лет – 18%. Вместе с тем в странах Совета Европы доля тех, кто отбывает сроки до трёх лет, достигает 40%.
В докладе также говорится, что размер тюремного бюджета в России является самым большим в Европе, но на содержание одного заключённого в день уходит лишь €2,5 против €128 в среднем по европейским странам.
В ОГФ отмечают, что большое число заключённых лишает экономику потенциальных работников трудоспособного возраста. Кроме того, длительные сроки заключения приводят к проблемам с адаптацией в обществе после освобождения из мест заключения и рецидивам. Сейчас за повторное совершение преступлений приговариваются около трети осуждённых.
В пенитенциарной системе занято чуть менее 296 000 сотрудников, или 174 человека на 100 000 населения. По данным Совета Европы на 2015 год, из стран с населением более 10 млн жителей по этому показателю к России приближаются только Чехия и Украина (101 и 104 человека на 100 000 населения соответственно). Как и заключённые, сотрудники пенитенциарной системы исключены из производительного труда.
Авторы доклада уверены, что государству нужно оказывать помощь людям, которые освободились из мест заключения. В частности, речь идёт о помощи в оформлении документов, удостоверяющих личность, подтверждающих образование, дающих доступ к социальной поддержке и медицинским услугам и т. п.
Также требуются юридическая помощь в оформлении пенсий и социальных пособий, помощь в трудоустройстве, обеспечение временным жильём, поддержка в получении образования и так далее.
В документе говорится о необходимости более частого применения условно-досрочного освобождения. При этом базовым местом заключения предлагается сделать колонию-поселение, потому что такой вид наказания не предполагает жёсткой изоляции.
Авторы подчёркивают, что эффективность системы уголовного правосудия заключается в снижении уровня повторной (рецидивной) преступности и уменьшении социальных и экономических издержек. Уголовная репрессия должна использоваться с разумной экономностью за счёт более широкого применения санкций, не связанных с лишением свободы.
Приоритетом должна стать ресоциализация правонарушителей. Это позволит преодолеть негативные последствия лишения свободы в виде дезадаптации заключённых и усвоения ими криминальной культуры, способствующей совершению повторных преступлений.