Звонки должникам, которые совершаются с помощью роботов, планируют приравнять к звонкам от сотрудников банков или коллекторов. Это следует из рабочей версии проекта федерального закона «О взыскании», который разрабатывает Минюст, передаёт РБК.
По информации издания, в законе «О взыскании» могут появиться такие понятия, как «автоматизированный интеллектуальный агент» и «робот-коллектор». К ним отнесут инструменты для отправки голосовых сообщений и системы, способные «генерировать речь и поддерживать произвольные сценарии разговоров с должниками или иными лицами».
Предполагается, что использование кредиторами или взыскателями роботов-коллекторов будет считаться непосредственным взаимодействием с человеком. Пока таким взаимодействием считаются только личные встречи и телефонные разговоры с должниками. Заёмщик с просрочкой может отказаться от контактов со взыскателем в рабочие дни после 22:00 и до 8:00, а также в выходные с 20:00 до 9:00.
Планируется, что должники смогут ограничить частоту звонков от роботов-коллекторов. Сегодня ограничения распространяются на обзвон от живых представителей коллекторского агентства или кредитора. По просьбе должника взыскатель может звонить не более раза в сутки, двух раз в неделю или восьми раз в месяц.
По словам руководителя проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгении Лазаревой, использование автоматизированных систем – это обычное явление в работе профессиональных взыскателей, но порой они этим злоупотребляют. «В некоторых случаях, позвонив с определённого номера и произведя коммуникацию с должником, недобросовестные взыскатели могут начинать с этого же номера совершать звонки с автоматическими сбросом. То есть у должника на телефоне образуется куча пропущенных звонков, при этом формально это не засчитывается за контакт в силу отсутствия соединения с абонентом, но по факту давление происходит», – пояснила Лазарева. Она считает, что «спрос» с роботов-коллекторов должен быть таким же, как и со специалистов агентств.
Как отметил гендиректор «Первого коллекторского бюро» Павел Михмель, чёткого регулирования сейчас нет. «Надзорные органы воспринимают автоматизированные системы по-разному. В законе нет единых правил по представлению робота при осуществлении звонка, по количеству возможных взаимодействий с должником», – сказал Михмель, добавив, что бюро заинтересовано «в разработке чётких правил общения робота с должниками».
Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев согласился с тем, что нововведения нужны участникам рынка. «Робот-коллектор будет выделен как новый способ взаимодействия, однако при этом число возможных контактов не увеличится. У коллектора будет право выбора: либо позвонит оператор, либо робот», – пояснил Мехтиев.
За первые шесть месяцев 2019 года ФССП рассмотрела более 14 000 жалоб от граждан из-за некорректного взыскания долгов. По сравнению с таким же периодом прошлого года число обращений выросло на треть. В 65% люди недовольны «чёрными» коллекторами – юридическими лицами, которые не включены в государственный реестр и не соблюдают профильный закон «О взыскании».