Практика
2 декабря 2019, 9:58

Добросовестные приобретатели квартиры обратились в КС

Семья из Москвы подала жалобу на нормы Гражданского процессуального кодекса (ГПК) и федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О Конституционном суде».

Семья Однодворцевых из Москвы оспорила в КС конституционность ч. 1 ст. 439 ГПК, п. 4 ч. 1 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также ч. 3 и 5 ст. 79 ФКЗ «О Конституционном суде», которые в совокупности не позволяют прекратить исполнительное производство против них, передаёт «Коммерсант».

Дело в том, что Валерий Однодворцев купил квартиру, которая ранее «выбыла из владения города Москвы помимо воли владельца» в результате незаконной приватизации. В 2010 году Преображенский районный суд Москвы признал Однодворцева добросовестным приобретателем жилья, отклонив иск департамента жилищной политики и жилфонда города о выселении семьи Однодворцевых из квартиры. Но позднее судебная коллегия Мосгорсуда по гражданским делам приняла новое решение, удовлетворив требования департамента, опираясь на п. 1 ст. 302 ГК («Истребование имущества от добросовестного приобретателя»). Спустя шесть лет в отношении семьи открыли исполнительное производство.

Летом 2017 года КС признал практику применения п. 1 ст. 302 ГК неконституционной. Норму оспорил заслуженный строитель Александр Дубовец, который оказался последним покупателем квартиры москвича, умершего в 1994 году и не имевшего наследников. Жильём по поддельным документам завладели мошенники и стали перепродавать его, в какой-то момент квартиру купил Дубовец. В постановлении КС по его делу говорится, что если квартира выбыла из владения государства из-за ненадлежащего выполнения органами власти своих функций, то истребовать эту жилплощадь у добросовестного покупателя нельзя. КС сослался в том числе и на практику ЕСПЧ, где считают, что «истребование жилого помещения по иску публично-правового образования при условии неоднократной проверки самими органами публичной власти… документов и сделок, заключённых в отношении соответствующего объекта, влечёт непропорциональное вмешательство в осуществление права собственности на жилище».

«Мы подали в суд заявление о прекращении исполнительного производства против семьи Однодворцевых, поскольку выселение этих людей после 22 июня 2017 года будет противоречить правовой позиции КС», – рассказал руководитель судебной практики «Институт права и публичной политики» Григорий Вайпан, представляющий интересы заявителей. По его словам, суды общей юрисдикции и Верховный суд им отказали. «Суды считают, что постановление КС по делу Александра Дубовца касается только Александра Дубовца», – отметил Вайпан. По словам юриста, Однодворцевы живут под угрозой выселения более девяти лет, для их семьи из шести человек эта квартира является единственным жильём.

Летом 2019 года в Госдуме прошёл первое чтение законопроект, в котором говорится, что государство не вправе истребовать жилое помещение, выбывшее из владения РФ или её субъекта, от добросовестного приобретателя. «Ко второму чтению профильный комитет (по госстроительству и законодательству) предлагает убрать этот запрет, а вместо него ввести трёхлетний срок на истребование имущества. То есть в течение трёх лет государство может, как и прежде, выселить добросовестного приобретателя по суду», – сказал Григорий Вайпан. По его мнению, такой вариант будет означать открытое игнорирование постановления КС.