МВД разработает механизм по аресту криптовалют
«В решение коллегии МВД РФ включен пункт, предусматривающий поручение заинтересованным подразделениям во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти при участии Верховного суда РФ сформировать предложения по правовому механизму ареста виртуальных активов в целях их конфискации до конца 2021 года», – передаёт РИА Новости со ссылкой на сообщение министерства.
В ноябре об этой инициативе сообщал РБК. По данным издания, в разработке примут участие Росфинмониторинг, Генпрокуратура, Следственный комитет, Минюст, ФСБ, ФТС и ФССП. Как отметили опрошенные эксперты издания, по логике действующего законодательства арест криптовалют с целью их конфискации смогут проводить по решению суда сотрудники СК, следователи ОВД или сотрудники ФСБ.
Вместе с тем у правоохранительных органов могу появиться проблемы с доступом к кошелькам, поскольку они по умолчанию анонимны, а пароль знает только владелец, который может его не назвать. Криптобиржа может отказаться отвечать на запросы правоохранителей и в целом признавать их полномочия. При этом даже в случае успешного изъятия могут возникнуть трудности с хранением из-за высокой волатильности.
В мае 2018 года 9-й ААС, рассматривая дело о банкротстве физлица, признал криптокошелёк имуществом и постановил включить его в конкурсную массу. В феврале 2019 года Пленум Верховного суда принял поправки к постановлению от 7 июля 2015 года «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем». Новое разъяснение подразумевает, что предметом отмывания преступных доходов можно признать «денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления».
При этом Пленум ВС не пытается определить понятие виртуальных активов, которого нет в российских законах. Ссылка на виртуальные активы дана исключительно в целях толкования уголовно-правовых норм и ни в коем случае не претендует на применение в других видах судебных производств.