КС обязал законодателей обеспечить жертв репрессий правом на жильё
Заявительницы Алиса Мейсснер из Кировской области, Елизавета Михайлова из Владимирской области и Евгения Шашева из Республики Коми считают, что ст. 13 закона «О реабилитации жертв политических репрессий» исключает обеспечение жильем реабилитированных лиц, членов их семей и детей, родившихся в высылке или спецпоселении, пока они самостоятельно не вернутся на прежнее место жительства. Кроме того, п. 3 и 5 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 8 и ч. 2 ст. 8 столичного закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» налагают дополнительные ограничения на получение жилья в городе. В частности, для получения квартиры им необходимо прожить в столице 10 лет, не иметь в собственности или пользовании другого жилья и быть малоимущими, говорится в сообщении КС.
Конституционный суд отметил, что закон «О реабилитации жертв политических репрессий» направлен на защиту прав пострадавших от злоупотреблений властью, их реабилитацию, восстановление в гражданских правах, устранение последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба. Закон в том числе содержал ряд специальных мер для восстановления прав детей, родившихся у репрессированных родителей в местах лишения свободы, ссылке, высылке и спецпоселении.
В 2004 году регионы получили широкие полномочия при решении этих вопросов, при этом конкретные гарантии и механизмы возвращения детей репрессированных туда, где проживали их родители, не разрабатывались. Это привело к неопределенности в реализации такого права. Одновременно с этим интерес этой категории лиц конкурирует с интересом других категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, отметил суд.
При этом положения региональных законов и закона Москвы в частности не включают детей репрессированных в категорию лиц, у которых есть право на улучшение жилищных условий. Соответственно, этим нормы противоречат Конституции.
Таким образом, согласно постановлению Конституционного суда, федеральный и региональные законодатели должны внести соответствующие изменения в законы. Дети репрессированных родителей, претендующие на жильё в регионах, где жили их родители до репрессий, должны быть приняты на учёт для обеспечения жилыми помещениями. Дела заявительниц по делу подлежат пересмотру.