Конституционный суд разъяснил статью УК о незаконном сбыте госнаград
На сайте Конституционного суда опубликовано Постановление № 10-П от 27.02.2020 по делу о проверке на соответствие Основному закону ст. 324 УК. Поводом для его принятия послужила жалоба жительницы Екатеринбурга Натальи Деменьшиной.
История заявительницы
Испытывая финансовые трудности, екатеринбурженка попыталась за 500 руб. продать медаль «Ветерана труда», которой был награжден ее покойный отец. Объявление о продаже попало в оперативную разработку полиции, женщину задержали. В марте 2018 года мировой судья признал ее виновной в незаконном сбыте госнаград и оштрафовал на 10 000 руб.
Дело не раз пересматривалось. Апелляция изменила приговор и освободила Деменьшину от назначенного наказания. Суд сослался на истекший срок давности уголовного преследования, отклонив доводы гособвинения о малозначительности деяния и доводы защиты об отсутствии состава преступления.
Женщина обратилась с жалобой в Конституционный суд. Она сочла, что ст. 324 УК противоречит Основному закону, поскольку:
позволяет привлекать к уголовной ответственности за действия, которые не причинили вреда порядку управления в сфере награждения госнаградами и не повлекли нарушения прав человека;расценивает действия в отношении госнаград СССР как нарушающие правовой режим государственных наград России, то есть предусматривает применение уголовного закона по аналогии.Позиция Конституционного суда
В своем постановлении КС указал на аналогичность правовых режимов госнаград России и СССР: «На последние распространяются правила, предусмотренные законодательством РФ и Положением о государственных наградах». Тем самым обеспечивается единство правового регулирования в этой сфере, которое отражает статус России как правопреемника и правопродолжателя СССР, подчеркнул Конституционный суд.
Вместе с тем судьи напомнили о недопустимости избыточного государственного принуждения, которое не соответствует вреду, который был причинен в результате правонарушения.
КС признал ст. 324 УК конституционной, но указал, что судам следует устанавливать реальную степень общественной опасности деяния, которое формально подпадает под эту норму. Для этого необходимо оценивать фактические обстоятельства дела, в том числе свидетельствующие об основаниях для освобождения лица от ответственности или наказания, для признания деяния малозначительным, разъяснил КС.
Дело Деменьшиной подлежит пересмотру.