ВС рассказал, когда власти заплатят за работы без госконтракта
Государственный или муниципальный собственник обязан оплачивать содержание и ремонт общего имущества в здании. На это указал Верховный суд в деле № А17-2188/2017. В нем компания «Барс-плюс» взыскивала 423 480 руб. неосновательного обогащения с Ивановской области. Фирма владела несколькими помещениями общей площадью 1 545,7 кв м., а в собственности региона были 3 158,58 кв. м. В 2016 году компания обнаружила, что крыша здания в аварийном состоянии, и много протечек кровли. Было созвано общее собрание собственников помещений (не принимали участия лишь Ивановская область и казенное учреждение, на балансе которого числились помещения). По итогам собрания фирме «Барс-плюс» поручили заключить договор с подрядной организацией. Она отремонтировала крышу и получила свою оплату.
Только Ивановская область в ремонт не вкладывалась. Она сообщила, что денег нет. Тогда фирма «Барс-плюс» решила через суд взыскать соответствующую часть расходов на ремонт с региона и казенного учреждения. Три инстанции ей отказали, потому что истец и ответчики не заключали госконтракт на выполнение спорных работ согласно 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Но такой документ обязателен, потому что финансирование идет из бюджета, и оплата ремонта без госконтракта открывала бы двери для злоупотреблений в обход закона. На это указали три инстанции. Кроме того, как отметили суды, компания не предъявила доказательств, что ремонт крыши не терпел отлагательств и был связан с чрезвычайной ситуацией.
Но три инстанции упустили из виду, что из правил 44-ФЗ есть исключения, возразила экономколлегия. Обязательство собственника помещения платить за содержание и ремонт общего имущества здания возникает в силу закона. Оно не зависит от того, есть ли договорные отношения и заключался ли государственный (муниципальный) контракт, указала тройка судей под председательством Наталья Чучунова. Такое разъяснение содержится в Обзоре судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28 июня 2017 года. И поскольку стороны не заключали соглашение о порядке распределения расходов по содержанию общего имущества, истец может требовать компенсации расходов, которые он понес сверх своей доли, говорится в определении ВС. С таким объяснением экономколлегия отправила дело на пересмотр в первую инстанцию – чтобы та проверила расчеты.