В рамках онлайн-форума ПМЮФ «9½: законы коронавируса» прошла сессия «Судебная защита в пандемии». Модератором выступил и. о. заведующего кафедрой гражданского процесса СПбГУ Михаил Шварц.
Первым выступал Виктор Момотов, секретарь Пленума Верховного суда, глава Совета судей РФ. Он поделился опытом российской судебной системы. В частности, рассказал о том, что Верховный суд попросил нижестоящие суды задавать вопросы о новых мерах и законах, принятых в стране из-за COVID-19. «В скором времени, вероятно, в форме обзора будут даны ответы на вопросы, складывающиеся у судей», – анонсировал Момотов.
Он также рассказал о постановлении президиумов Верховного суда и Совета судей о работе судов до 30 апреля. Согласно этому документу, до конца месяца суды в РФ должны:
- не проводить личный приём граждан и рекомендовать им подавать документы с помощью интернета или почтовой связи;
- своевременно принимать, обрабатывать и регистрировать поступившие документы;
- рассматривать дела безотлагательного характера, а также дела в порядке приказного и упрощённого производства. Что касается других дел – суд вправе сам принять решение, следует их рассматривать или нет;
- при наличии технической возможности проводить заседания с помощью видео-конференц-связи;
- ограничить доступ в суды тех, кто не является участниками идущих судебных процессов.
Слушатели поинтересовались, на что обращать внимание судам при принятии решения, рассматривать дело или нет. Момотов уточнил, что суды должны учитывать характер и исключительность ситуации. В частности, они должны разобраться, не приведёт ли отложение дела к необратимым последствиям для участников судопроизводства.
Момотов отметил, что кассационные и апелляционные инстанции могут рассматривать дела по письменным доводам и возражениям сторон за рядом исключений. По остальным случаям, добавил спикер, суды откладывают рассмотрение дела до появления у граждан возможности участвовать в судебных заседаниях.
Кроме того, глава Совета Судей разъяснил исчисление процессуальных сроков в нерабочие дни. Он объяснил: если последний день процессуального срока приходится на период с 30 марта по 30 апреля, днём окончания срока считается следующий за ним первый рабочий день. Такой порядок распространяется на сроки вступления в силу судебных постановлений, подачи апелляционных, кассационных и частных жалоб, возражений на судебный приказ и других документов.
Во время сессии был задан вопрос: перейдёт ли мир на онлайн-правосудие полностью и реальна ли дистанционная защита в России? «Я думаю, что мы найдём разумный баланс между онлайн-правосудием и традиционными системами, которые ещё долго будут существовать», – ответил Момотов. При этом он обратил внимание: роботы не заменят важность коммуникации в судебной системе. С ним согласился президент Азиатско-Тихоокеанской ассоциации юристов Фрэнсис Ксавьер, который сказал: «Именно судья должен разобраться, кто из участников процесса говорит правду, а кто – нет». Иногда это можно понять, если просто поставить людей друг перед другом. Поэтому правосудие не должно полностью уходить «в цифру», считает он.
В поддержку электронного правосудия высказался и судья ЕСПЧ Дмитрий Дедов. Он отметил, что в целом Страсбургский суд был готов к нынешней ситуации. И самое главное, что помогло ЕСПЧ, – это высокая адаптивность его процедур. И хотя суд минимизировал количество сотрудников, тем не менее все его системы продолжают работать.