Практика
1 июня 2020, 9:40

ЕСПЧ расширяет практику по делам о жестоком обращении с детьми

В частности, суд пришёл к выводу, что психологическое давление в отношении ребёнка следует считать насилием.

Юристы «Комитета против пыток» изучили, как Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы несовершеннолетних, которые пострадали от жестокого обращения. В подобных делах речь идёт о нарушении ст. 3 Европейской конвенции («Запрет пыток»), но в документе не говорится, как следует применять эту статью, если заявитель – это ребёнок. Поэтому суд в каждом новом случае вырабатывает особый подход.

Как сообщает «Коммерсант», в течение последних 10 лет у ЕСПЧ было несколько знаковых решений по детским жалобам. В частности, в 2017 году судьи рассмотрели жалобу из РФ: воспитатели в муниципальном детском саду оставляли ребёнка в туалете без света, заставляли несовершеннолетнего стоять раздетым в коридоре, били его и заклеивали рот скотчем. Российское правительство настаивало: детские сады не могут считаться государственными организациями, поскольку не несут властных функций. Но ЕСПЧ постановил: воспитатель является представителем государства, ответственность за его действия несут власти страны.

Одним из важных вопросов является определение, что можно считать минимальным порогом для жестокого обращения. Например, в Бельгии полицейский дал пощёчину 17-летнему подростку, который оказывал сопротивление. Это произошло в отделе полиции, поэтому пощёчина могла нанести психологическую травму, а это несовместимо со ст. 3 Конвенции, заметили судьи.

«Кстати, вначале судьи отказали заявителю, но после апелляции Большая палата ЕСПЧ из 17 судей приняла такое решение. Правда, есть особое мнение трех судей, которые отметили, что ЕСПЧ проигнорировал тот факт, что заявитель провоцировал полицейского. Возможно, они опасались, что суд открыл ящик Пандоры, поэтому теперь все случаи, когда кого-то толкнули, пойдут в ЕСПЧ», – сообщила Екатерина Ванслова, автор обзора, юрист по международному праву «Комитета против пыток» (цитата – «Коммерсант»).

В 2017 году ЕСПЧ уточнил, что даже психологическое давление в отношении ребёнка следует считать насилием. Это произошло во время рассмотрения жалобы из Украины: полицейские держали в отделе полиции 16-летнего подростка в наручниках и без верхней одежды. Суд отметил, что заявитель в первый раз столкнулся с системой правосудия и испытал «чувство уязвимости. Помещение несовершеннолетнего в ИВС вместе со взрослыми заставило его «испытать страх, тоску, беспомощность, неполноценность». Это расценивается как унижение человеческого достоинства.

«Суд начал ссылаться на юный возраст заявителя, чтобы повысить квалификацию нарушения. Градация такая: унижающее достоинство обращение, бесчеловечное обращение и затем пытки. А от квалификации зависит сумма компенсации», – пояснила Ванслова.

ЕСПЧ встал и на защиту детей, на глазах у которых задержали родителей. Судьи заметили, что не могут требовать от государства, чтобы силовики ловили преступников вдали от их семей, но попросили иметь в виду наличие несовершеннолетних при планировании операций.