КС разъяснил, можно ли вывозить детей из России без согласия второго родителя
Основанием для этого решения Конституционного суда стало обращение Игоря Николаенко из Омска, который не смог выехать со своей несовершеннолетней дочерью Марией к родственникам в Казахстан.
Как следует из материалов дела, в 2018 году районный суд Омска определил место жительства ребенка вместе с отцом, а также порядок общения с матерью, которая уехала на постоянное место жительства в США.
Опасаясь, что мать может вывезти ребенка из России, Николаенко подал в органы внутренних дел заявление о несогласии на выезд ребенка за рубеж. Как выяснилось позднее, запрет был наложен на выезд ребенка с любым из родителей.
Николаенко обратился в суд, чтобы оспорить решение территориальных органов ФСБ и МВД. В итоге ему разрешили выехать с дочерью, но только в Казахстан и только на определенное судом время. Тогда он направил жалобу в Конституционный суд с просьбой рассмотреть спорную норму закона, так как в ней содержится неопределенность.
Рассматривая дело Николаенко, КС указал, что запрет, инициированный одним из родителей, – независимо от отношения к этому обстоятельству второго родителя – применяется к ним обоим. Тем не менее, подчеркивается в постановлении, родитель, с которым проживает ребенок, лучше знает, отвечает ли текущим потребностям ребенка выезд за пределы страны.
Когда на отмене запрета настаивает тот из родителей, с которым на законных основаниях проживает ребенок и который доказал, что сохранение ограничений больше не отвечает интересам несовершеннолетнего, суды должны снимать запрет не только на конкретную поездку, но и на все поездки, отметил КС.
Отмечается, что обращение в суд при решении семейных вопросов должно быть крайним средством защиты прав ребенка, «когда она объективно не может быть осуществлена самими родителями, органами опеки и попечительства».
«Вмешательство же государства в лице судебных органов в решение вопроса о возможности выезда несовершеннолетнего за границу в случае, когда спор между родителями по данному вопросу полностью исчерпан или урегулирован в отношении конкретной поездки, избыточно и не в полной мере согласуется со ст. 27 Конституции», – говорится в постановлении.
В итоге Конституционный суд признал, что ч. 1 ст. 21 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» не соответствует Конституции, и постановил законодателям внести соответствующие поправки.
Судебные решения, вынесенные в отношении Николаенко, КС предписал пересмотреть.