Эксперты «Роскомсвободы» и Human Constanta проанализировали, как 12 постсоветских стран, в том числе Россия, ограничивали права человека во время пандемии коронавирусной инфекции весной 2020 года.
Правозащитные организации поделили страны на четыре группы:
- первые придерживались демократичного подхода при введении карантинных ограничений (Грузия, Республика Молдова);
- вторые использовали пандемию для частичного ограничения свободы слова и введения мер по цифровому наблюдению за гражданами (Украина, Армения, Азербайджан);
- третьи ввели жёсткие меры по цифровой слежке и ограничению свободы слова (Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизская Республика);
- четвертые вели себя как COVID-диссиденты (Республика Беларусь, Туркменистан).
Авторы доклада обратили внимание на то, что с начала эпидемии в России не были объявлены режимы ЧП или ЧС, а вместо этого президент Владимир Путин ввёл в стране нерабочий период и наделил глав регионов полномочиями по принятию собственных мер для борьбы с инфекцией. Регионы ввели режим повышенной готовности и начали ограничивать граждан в свободе передвижений, штрафовать их за нарушение режима самоизоляции. Некоторые территории ввели цифровые пропуска и приложения для отслеживания перемещений.
«Контролирующие федеральные органы предсказуемо не увидели в таких действиях никаких нарушений», – отмечают исследователи.
По мнению правозащитных организаций, пандемия стала поводом для ускорения реализации технологических решений для слежки. Например, МВД предложило подумать над созданием мобильного приложения с «социальным рейтингом», устанавливать которое обяжут всех трудовых мигрантов, приезжающих в Россию.
«Анализ принимаемых законов и правоприменительных практик 12 стран на фоне борьбы с коронавирусом позволяет сделать вывод, что действия многих правительств привели к существенному ограничению прав граждан на прайваси и свободу информации. Действия законодательных и исполнительных органов создало множество новых угроз, связанных с потерей контроля над собираемыми персональными данными, а в некоторых случаях – с потерей свободы за публикацию информации в социальных сетях», – заметили авторы доклада.
По их данным, «наиболее тревожная» ситуация в части ограничения свободы информации и неприкосновенности частной жизни была в России и странах Средней Азии, где ввели ограничение права на свободу передвижения с применением цифровых технологий слежки и преследование блогеров и врачей за распространение фейковой информации в интернете.
«Роскомсвобода» и Human Constanta продолжают следить за ситуацией во всех представленных странах, чтобы убедиться, что введенные ограничения будут полностью отменены после завершения пандемии, и призывают правительства всех государств при принятии любых ограничительных мер безусловно соблюдать цифровые права человека», – отмечают исследователи.