Коллекторы рискуют потерять рынок из-за отказа граждан переуступать свои долги
На этой неделе Центробанк разослал в подконтрольные организации информационное письмо, в котором напомнил о том, что уступка долга третьим лицам возможна только с согласия заемщика. Ранее регулятор обнаружил, что в некоторых банках граждане не имели выбора или не могли повлиять на условие договора, позволяющее запретить уступку прав третьим лицам, хотя такое право предусмотрено в законе «О потребительском кредите (займе)».
В ЦБ «Ведомостям» пояснили, что нарушения не носят массовый характер. «Сейчас закон запрещает кредиторам – банкам и микрофинансовым организациям – переуступать долг нерегулируемым коллекторам или нелегальным кредиторам. Но бывают случаи, когда для потребителя важна личность кредитора, поэтому закон дает гражданину возможность запретить переуступку его долга», – отметили в Банке России.
В СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» признали существование проблемы. Там отметили, что время от времени кредитор действительно не дает права клиенту отказаться от ряда пунктов стандартного договора, а в случае его отказа не готов одобрить заявку. По словам президента СРО Эльмана Мехтиева, споры о праве передачи долга третьим лицам, как правило, затевают заемщики, использующие любую возможность, чтобы не платить, а также те, кто невнимательно читал кредитный договор перед его подписанием.
В ГК «Финансовые услуги» пояснили изданию, что если граждане массово станут запрещать банкам уступку своих просроченных долгов, то профессиональные взыскатели потеряют рынок цессии или существенную его часть. А у кредиторов в результате вырастут убытки из-за просрочек, появятся дополнительные расходы, что может привести к повышению ставки и к большему числу отказов.
Накануне тема коллекторов была затронута на встрече президента Владимира Путина и главы Федеральной службы судебных приставов Дмитрия Аристова. Глава государства поручил взять под контроль деятельность профессиональных взыскателей долгов. Поэтому ограничения на передачу долга третьим лицам, о которых внезапно вспомнил Банк России, вполне соответствуют курсу на ограничение вседозволенности коллекторов и могут оказаться лишь первым шагом, за которым последуют и другие, заключает издание.