Николай Тимошин попросил председателей региональных ККС обозначить те «болевые точки», которые в ближайшее время следует разрешить, в том числе с участием госорганов, Верховного суда и Судебного департамента. Одну из таких «болевых точек» обозначила Ольга Демина, председатель ККС Воронежской области. В своем докладе она остановилась на проблеме судей в отставке, которые продолжают свою трудовую деятельность.
Для отставников предусмотрен особый перечень профессий, по которым они могут работать (ст. 3 закона «О статусе судей»). Например, судья-отставник может работать в органах госвласти, местного самоуправления, занимать должности в профсоюзах. При этом такие судьи не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью. «От самого судьи, пребывающего в отставке, зависит, сохранять ли этот статус или продолжать иную профессиональную деятельность», – объяснила Демина. Отказ от статуса судьи в отставке влечет за собой и отказ от всех привилегий, которые дает этот статус.
Но на практике бывают ситуации, когда судьи-отставники не сообщают об отказе от своего статуса, но при этом начинают работать по «запрещенной» профессии. Например, Демина рассказала о деле мирового судьи, которая после ухода в отставку начала работать адвокатом. Когда об этом узнали в квалифколлегии, ее лишили статуса.
Чтобы таких ситуаций не происходило, в ККС Воронежской области предложили внести ряд поправок в законодательство. Потому что сейчас правовых механизмов для контроля за соблюдением предусмотренных законом ограничений для отставников не существует. «В федеральном законодательстве отсутствует норма, предусматривающая обязанность судьи самостоятельно обращаться с заявлением о прекращении отставки», – подчеркнула Демина.
Вот какие изменения предлагают внести в ККС:
- закрепить на законодательном уровне право квалификационных коллегий запрашивать у судей-отставников информацию о месте их работы и занимаемой должности;
- при прекращении полномочий судьи разъяснять отставникам последствия несоблюдения «профессиональных» ограничений, предусмотренных законом «О статусе судей». Возможно, брать с судьи расписку о необходимости обращения в ККС с заявлением о прекращении отставки при занятии деятельностью, несовместимой со статусом судьи;
- дополнить ст. 3 закона «О статусе судей» новым требованием, согласно которому судья-отставник будет обязан обратиться с таким заявлением, если он захочет заниматься «запрещенной» деятельностью;
- закрепить в Трудовом кодексе обязанность работодателей и органов власти сообщать в ККС о заключении трудового договора с судьей в отставке. Предусмотреть административную ответственность за несоблюдение этого правила.
«Я прошу вот эти предложения, которые были озвучены, направить нам. Мы их направим в Совет судей на предмет приемлемости включения их в законопроект. Спасибо большое», – прокомментировал инициативу Тимошин.