Минюст начал демонтировать клетки в судах
В Министерстве юстиции сообщили, что уже приступили к постепенному демонтажу клеток в судах, передаёт «Российская Газета».
По данным Минюста, Европейский суд по правам человека сейчас рассматривает свыше 900 жалоб от подсудимых из России, которые в ходе процесса по своему делу находились в клетках. 130 из этих жалоб поступило только в этом году.
«Начиная с 2014 года Европейский суд последовательно придерживается позиции, согласно которой содержание заявителей в зале суда в месте, которое огорожено металлическими прутьями с перекрытием из проволоки (далее – металлическая клетка), является недопустимым», – передаёт издание сообщение представителей Минюста.
В министерстве утверждают, что необходимые меры уже приняты. В частности, внесены изменения в правила проектирования зданий судебных учреждений. Теперь в их проекты нельзя закладывать клетки, а уже существующие – демонтируют. Законопроект об их запрете сейчас рассматривает Госдума.
«По сообщению Судебного департамента при Верховном суде, в настоящее время организована и планомерно осуществляется постепенная замена металлических клеток в залах судебных заседаний на светопрозрачные кабины – в рамках выделенных бюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию судов общей юрисдикции», – говорят в Минюсте. Там отмечают, что стеклянные кабины в ЕСПЧ считают допустимыми, если соблюдён ряд правил.
Кроме того, о необходимости убрать клетки говорят и в Федеральной палате адвокатов (ФПА). «Более того, мы экспертно прорабатывали эту инициативу совместно с коллегами из Совета Федерации», – пояснил статс-секретарь организации Константин Добрынин.
Он поясняет, что впервые положение об установке клеток в судах появилось в инструкции советского Минюста в конце 70-х, но на практике её не реализовывали вплоть до начала 90-х.
«Впервые в жизнь клетка пришла 14 апреля 1992 года – тогда в зале № 5 Ростовского дома правосудия проходил процесс над серийным убийцей Андреем Чикатило, но тогда идея государства была скорее в том, чтобы сохранить жизнь чудовищу во время процесса, а также для торжества правосудия, а не распространять обычай на всех остальных, – говорит Добрынин. – Но впоследствии этот опыт пригодился во время судов над гангстерами 90-х годов».
Окончательно клетки установили почти во всех залах судов только к середине 1994 года. Но в ФПА отмечают, что закона, который позволяет их устанавливать, не существует. Этот вопрос регулируют внутриведомственные инструкции.
Летом этого года от клеток в судах потребовала отказаться уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. До этого их демонтаж заморозили в связи с затратностью. Москалькова же призвала в таком случае просто не пользоваться клетками во время судебного процесса.