Практика
10 декабря 2020, 12:30

ВС научил считать президентские сроки главы нотариальной палаты

Станислав Смирнов возглавлял нотариальную палату Московской области почти 11 лет, в третий раз на должность его избрали в 2019 году. Один подмосковный нотариус решил, что Смирнов занял место незаконно, ведь с 2014 года запрещено переизбираться больше двух раз подряд. Учитывается ли первый срок, который был до вступления изменений? Три инстанции не смогли определиться. На заседании в Верховном суде стороны спорили о том, как правильно трактовать термин «занятие должности».

Первый раз Станислава Смирнова избрали президентом Московской областной Нотариальной палаты (МоНП) в 2008 году. Спустя пять лет на общем собрании его полномочия продлили еще на несколько месяцев, а в 2014-м переизбрали. Должность Смирнов занимал до 5 февраля 2019 года. Тогда члены НП путем тайного голосования избрали его снова на президентский пост, то есть уже на третий срок подряд. 

Хотя с 1 февраля 2014 года вступили в силу поправки к ст. 26 («Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»), которые закрепили предельные два срока для руководителей нотариальных палат. А в устав МоНП даже внесли отдельное положение – занимать должность президента нельзя два срока подряд.

Учитывая перечисленные положения, подмосковный нотариус Сергей Мурыгин посчитал, что Смирнов не может возглавлять НП подряд в третий раз, поэтому обратился в суд с иском. Мурыгин потребовал признать недействительным решение общего собрания о переизбрании президента.

Как считать сроки

Дело № 02-2015/2019 рассмотрел Замоскворецкий райсуд. Первая инстанция указала, что до 1 февраля 2014 года время пребывания в должности президента нотариальной палаты не ограничивалось. И нововведения об ограничении сроков распространяются на правоотношения, возникшие после введения поправки в действие, пояснил суд. А если «счетчик обнулился», то можно было избраться еще раз, решила первая инстанция.

С ней не согласилась апелляция. Мосгорсуд посчитал сроки Смирнова по-другому. В первый раз он был избран действительно до 2013 года, но его полномочия продлили до 5 февраля 2014 года, а изменения вступили в силу с первого числа этого месяца. Из этого следует, что Смирнов не мог избираться в третий раз. Такую же позицию заняла и кассация.

После этого на дело обратила внимание уже Федеральная нотариальная палата, сообщал портал «Говорит нотариат». Она рекомендовала отстранить Смирнова и назначить новые выборы. Но их пришлось отложить, когда Смирнов обратился в Верховный суд (дело № 5-КГ20-95-К2).

«Война нотариусов» в Верховном суде

Процесс в ВС растянулся на два заседания. В первый раз Мурыгин попросил отложить разбирательство из-за его болезни, заявителю пошли навстречу. Истец не успел выздороветь ко второму заседанию и попросил рассмотреть дело без него. Оппонент не возражал.

На заседание явились Елена Забралова, представитель Мурыгина, Анна Ищенко, представитель палаты, а также Станислав Смирнов вместе со своим представителем Михаилом Комаровым. Председательствовала Светлана Фролкина. 

Первой свои доводы представила Ищенко. Она пояснила, что спорная ситуация возникла, по сути, из-за четырех дней – с 1 по 5 февраля 2019 года. Мурыгин полагает, что этот промежуток надо считать отдельным сроком для Смирнова. Но, по словам представителя НП, такая трактовка некорректная: «Ни устав, ни закон не предусматривают такой временной период, как четыре дня для президента». 

Соглашаясь с коллегой, Комаров подчеркнул, что «занять должность» эту можно только через выборы: «И на четыре дня отдельных выборов не проводилось». Никакие новые обязанности у его доверителя не возникли на эти четыре дня, обратил внимание представитель Смирнова: «А ретроспективно на прошлые периоды новелла об ограничении сроков не действует». Поэтому после принятых поправок ответчик отработал лишь один срок. 

Забралова, представитель истца, настаивала, что положение устава МоНП о запрете занимать должность президента два срока подряд надо толковать буквально: «С 1 по 5 февраля 2014 года – первый раз, с 5 февраля 2014-го по 5 февраля 2019-го – второй». Она подчеркнула: «Людям надоело, что одни и те же лица по 20 лет занимают одну должность, потому и поменяли устав».

– То есть первый срок для Смирнова вы все же считаете с 1 по 5 февраля 2014 года? – уточнила Фролкина у представителя истца.

– Да, у нас ведь в законе написано «занятие должности». А он занимал должность. Не столь важно, сколько это длилось – полгода, четыре дня или 24 месяца, – ответила Забралова.

– Вы понимаете «занятие должности» как физическое осуществление полномочий? – продолжила судья Татьяна Вавилычева.

– Да, речь идет именно о буквальном занятии должности, – сказала представитель Мурыгина.

Выслушав все доводы сторон, судьи удалились в совещательную комнату, а спустя четверть часа Фролкина огласила резолютивную часть решения ВС: акты апелляции и кассации отменить. В силе оставили выводы Замоскворецкого райсуда. То есть Смирнову можно идти на еще один президентский срок.