Практика
9 декабря 2020, 13:35

Генпрокуратура ужесточит наказание за коррупцию

Ведомство предлагает дополнительно оценивать, было ли мелкое взяточничество совершено в группе, а также было ли оно сопряжено с вымогательством. Кроме того, генпрокурор считает, что осуждённым коррупционерам надо запретить занимать должности на государственной и муниципальной службе.

Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов в ходе координационного совещания заявил, что его ведомство подготовило законопроект, который расширяет санкции за мелкое взяточничество. В случае принятия документа у этого деяния появятся дополнительные квалифицирующие признаки: преступление, совершённое в группе, а также получение взятки, сопряжённое с вымогательством. Об этом сообщается на сайте ведомства.

Глава надзорного органа также затронул вопрос судимости у преступников, признанных виновными в коррупции.

«Освобождение коррупционеров, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, от наказания с назначением им судебного штрафа не влечет для них судимости, не образует рецидива, что в дальнейшем дает возможность таким лицам претендовать на должности государственной и муниципальной службы, – сказал Краснов. – Считаю важным проанализировать данную ситуацию, по ее результатам проработать вопрос о внесении изменений в законодательство, ограничивающих применение данной меры уголовно-правового характера для коррупционеров».

При этом, по словам главы надзорного ведомства, возможности по обнаружению, изъятию и обращению в казну незаконно нажитого имущества коррупционеров используются не в полной мере. Так, в прошлом году размер изъятых активов снизился в два раза. В этом году ситуация лучше, но темпы все еще низкие. Краснов отметил проблемы судебных приставов, которые не могут достичь приемлемого уровня исполнения решений судов, из-за чего штрафы по приговорам за коррупцию не превышают 2%.

Кроме того, генпрокурор пожаловался, что всё чаще встречаются случаи, когда в суд направляются дела с ходатайствами о применении судебного штрафа, в то время как нет никаких доказательств, а также с заниженной квалификацией преступления.

Недовольство Краснова вызывает также практика позднего выявления преступлений, которую не получается изжить. По его словам, это «затрудняет установление всех обстоятельств преступных деяний, приводит к утрате доказательств и, как следствие, к прекращению уголовных дел по реабилитирующим основаниям, созданию благоприятных условий для легализации преступных доходов».

При этом Краснов отметил, что в этом году сократилось число уголовных дел, которые прокуроры вернули для дополнительного расследования.

В апреле этого года прошлогоднюю статистику по коррупции приводил Судебный департамент Верховного суда. Согласно данным ВС, за 2019 год суды вынесли свыше 15 000 обвинительных приговоров по таким делам. Осуждено было более 1500. За мелкое взяточничество наказали 2671 человека.