Практика
10 декабря 2020, 16:03

Путин поддержал создание российского аналога ЕСПЧ

Вопрос о финансировании специального суда по правам человека ещё предстоит проработать, отметил президент.

10 декабря в ходе заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека с участием Владимира Путина член СПЧ Евгений Мысловский предложил создать российский суд по правам человека. Президент назвал идею правильной, но призвал её проработать.

Путин отметил, что создание такого института потребует дополнительного финансирования, а также «изменения определенных систем». Поэтому предложение требует проработки.

Президент не одобрил другую идею – о введении института следственного судьи, который рассматривал бы жалобы на действия следствия. Путин напомнил, что подобный механизм создали в императорской России, но он не прижился. По мнению президента, этот институт может привести к сговорам и не станет панацеей от нарушений в ходе дознания и следствия. При этом Путин отметил, что нет данных о массовом характере подобных противоправных действий.

В то же время глава государства поддержал законодательные изменения, которые направлены на гуманизацию судебной системы. Если речь идёт о мелких правонарушениях, то не следует применять к гражданам меры, которые повлияют на всю их дальнейшую жизнь, считает Путин.

В целом президент высоко оценил эффективность российской судебной системы. Но он также призвал СПЧ продолжать выявлять отдельные «явные нарушения», чтобы они не приняли массовый характер.

UPD (16:40 мск): Андрей Московец, юрист фирмы «Алимирзоев&Трофимов», отметил, что сама идея создания российского суда по правам человека сразу вызывает много вопросов. Например, будет ли он существовать отдельно или в подчинении СПЧ? Как будет разграничиваться компетенция судов и придётся ли, в частности, урезать полномочия Конституционного суда? Предполагается ли возможность обжалования решений этого нового суда?

«Не является ли данная идея попыткой создать свою национальную альтернативу ЕСПЧ?» – задается вопросом Московец. Пока не ясно, не идёт ли речь о попытке выйти из-под надзора Европейского суда по правам человека под предлогом наличия собственного аналога.