ПРАВО.ru
Законодательство
15 февраля 2021, 18:50

ВС внес в Госдуму законопроект об уголовном проступке

Кабмин поддержал инициативу по гуманизации законодательства, но заявил о необходимости доработать законопроект.

15 февраля Верховный суд внес в Государственную думу законопроект, который вводит в законодательство понятие уголовного проступка. Такая квалификация избавит осужденного от негативных последствий и ограничений, которыми грозит судимость за уголовные преступления.

Уголовным проступком признают преступления небольшой или средней тяжести, не предполагающие тюремного заключения в качестве наказания и совершенные лицом, которое ранее не привлекали к уголовной ответственности. К проступкам предлагается отнести 112 составов преступления, в том числе 53 экономических. При этом правонарушения, по которым уголовная ответственность наступает вслед за административной, например, повторные нарушения ПДД (ст. 264.1 УК) или повторные побои (ст. 116.1 УК), к проступкам не отнесут. Кроме того, проступками не будут считаться составы, от ответственности по которым освобождают при полном возмещении ущерба.

В случае принятия законопроекта проступками станут совершенные впервые кража, растрата, мошенничество, регистрация незаконных сделок с недвижимостью, незаконное использование товарных знаков, злоупотребление доверием и целый ряд других статей.

В качестве наказания за уголовный проступок предполагаются штрафы, общественные работы и ограниченно оплачиваемые работы. В последнем случае 5-10% заработной платы осужденного отходит в пользу государства в течение определенного срока (от месяца до года).

Как отмечено в пояснительной записке, минимальная общественная опасность как самого состава, так и совершившего проступок лица оправдывает освобождение виновного от уголовной ответственности. Ожидается, что в случае принятия законопроекта от судимости избавятся примерно 30 000 человек в год.

Оценка правительства

Кабмин дал положительный отзыв на законопроект, но указал ряд замечаний к нему. В частности, выделение проступка на основании совокупности формальных признаков противоречит основам классификации преступлений в российском УК.

Отнесение к проступкам таких составов, как воспрепятствование правосудию, дача заведомо ложных показаний и принуждение к даче показаний могут существенно усложнить расследование и отправление правосудия, считают в правительстве.

Еще ряд составов, включая незаконное создание юрлица, разглашение коммерческой тайны, небрежное хранение огнестрельного оружия, разглашение сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица и некоторые другие, неоправданно относить к проступкам с учетом их общественной опасности.

Кроме того, определение лица, впервые совершившего преступление, отличается от аналогичного определения в ст. 75, 76, 76.1 и 76.2 УК и может вступить с ними в противоречие.

Правительство указало на аналогию между общественными работами, которые вводит законопроект, и уже существующим институтом обязательных работ. Но одни и те же меры не могут служить уголовным наказанием и иной уголовно-правовой мерой.

Правительство усмотрело противоречия документа с рядом положений УПК.

Законопроект № 1112019-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка»