ПРАВО.ru
Законодательство
16 марта 2021, 19:22

ГД вводит электронный документооборот на всех этапах госзакупок

Эксперт отмечает, что это значительно сократит споры между заказчиками и поставщиками.

16 марта Госдума в первом чтении рассмотрела и поддержала законопроект, который призван упростить порядок госзакупок. Документ должен унифицировать процедуру и устранить противоречия в применении ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для этого предлагается использовать в том числе и автоматизацию процессов с использованием электронного документооборота.

Законопроект сокращает разнообразие конкурентных способов определения поставщика до трех самых популярных – аукциона, конкурса и запроса котировок. При этом заказчику предлагается дать право до начала процедуры обсудить предполагаемый объект закупки с ее потенциальными участниками.

Требования к документации со стороны участников закупки значительно сократят. Кроме того, для представителей малого и среднего бизнеса банковские гарантии смогут предоставлять ВЭБ.РФ и гарантийные организации в регионах.

Документ также вводит механизм «универсальной стоимостной предквалификации». Согласно этому нововведению, к закупкам с начальной стоимостью более 20 млн руб. будут допускать только участников, у которых уже есть успешный опыт исполнения госконтракта в любой сфере. При этом сумма ранее выполненных обязательств должна составлять не меньше 20% от максимальной цены закупки, к которой компания хочет получить допуск.

Кроме того, законопроект предлагает перенести ряд норм с уровня подзаконных актов непосредственно в закон о закупках. По мнению авторов, это позволит сократить избыточное количество связанных с госзакупками нормативных актов.

Что это значит

По словам руководителя антимонопольной практики Rights Business Standard Анастасии Яремчук, среди вносимых законопроектом новелл есть как однозначно положительные, так и спорные изменения.

Использование электронного документооборота на всех стадиях как самой процедуры торгов, так и дальнейшего исполнения контракта она назвала очевидно позитивным нововведением. По мнению Яремчук, это позволит избежать регулярных споров между заказчиками и поставщиками в части уведомлений, получения претензий, актов и прочей документации.

К более неоднозначным инициативам эксперт отнесла универсальную предквалификацию, которая будет влиять как на участие в закупках, так и на обжалование закупочных процедур. Это явно повысит ценность юридического лица, поскольку участники будут дорожить организацией, имеющей опыт исполнения госконтрактов, говорит Яремчук. Это также может оказать положительное влияние на отношение к целям ведения реестра недобросовестных поставщиков.

В результате участники рынка будут более ответственно подходить к участию в закупках и исполнению контрактных обязательств, поскольку риск «потерять» компанию будет иметь более серьезные последствия.

В то же время это нововведение не учитывает интересы предприятий, которые много лет ведут профильную деятельность, но впервые участвуют в закупочных процедурах. Поэтому новелла вызвала неоднозначную реакцию.

Кроме того, нововведение ограничивает круг лиц, которые вправе обжаловать результаты закупочной процедуры. Это смогут сделать только те лица, которые потенциально могут быть участниками конкретной закупки. Такое право определят тоже с помощью института универсальной предквалификации. Это своеобразный метод борьбы с так называемыми профессиональными жалобщиками, поясняет Анастасия Яремчук. В результате снизятся нагрузка на антимонопольные органы и риски необоснованных приостановлений и обжалований закупок.

Законопроект № 1100997-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»