Практика
16 апреля 2021, 18:45

КС отказал экс-министру Астраханской области в доплате к пенсии

Бывший министр сельского хозяйства Астраханской области перестал получать полагающуюся госчиновникам надбавку к пенсии после того, как региональные власти изменили критерии ее начисления. В его отношении во время работы возбуждали дело о халатности, а с 2019 года это стало основанием для отказа в надбавке.

16 апреля Конституционный суд опубликовал определение по жалобе Ивана Нестеренко, который добивался возвращения надбавки к пенсии ему как экс-министру Астраханской области. Он просил проверить конституционность поправки в региональный закон, которые лишают права на такие надбавки в случае признания экс-чиновника виновным по уголовному делу или прекращения этого дела  по нереабилитирующим обстоятельствам. КС счел, что эта норма не противоречит Основному закону.

Иван Нестеренко был министром сельского хозяйства Астраханской области в 2005–2014 годах. Затем он ушел на пенсию и получал надбавку к ней, которая полагалась экс-чиновникам региона. В марте 2019-го дума Астраханской области приняла поправки к закону «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области», согласно которым право на надбавку теряют лица, в отношении которых прекращены по нереабилитирующим обстоятельствам уголовные дела.

После этого Нестеренко перестали начислять надбавку. Дело в том, что в 2014 году Следственное управление СКР по Астраханской области возбудило в его отношении дело о халатности (ч. 1 ст. 293 УК). В 2015-м Кировский районный суд Астрахани прекратил дело в связи с истечением срока давности.

Нестеренко попытался оспорить распоряжение регионального Минтруда о прекращении выплаты надбавки через суд, но три инстанции в этом отказали. Суды указали, что право на дополнительную пенсию обусловлено выполнением особых требований к госслужащим, а совершение преступления в период работы лишает права на эту привилегию. При этом Нестеренко не лишен пенсионного обеспечения и продолжает получать страховую пенсию на общих основаниях.

В отмене поправок суды также отказали, поскольку региональная Дума действовала в рамках своих полномочий при их принятии.

Нестеренко считает, что ч. 2 ст. 3 закона Астраханской области от 4 марта 2019 года № 11/2019-ОЗ «О внесении изменений в статью 1 Закона Астраханской области «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области» противоречит конституционным гарантиям социального обеспечения по возрасту, а также по принципу, согласно которому отягчающий ответственность закон не имеет обратной силы.

КС указал, что поскольку доплаты к пенсии для госслужащих – это по своей природе дополнительное обеспечение, то субъекты РФ обладают широкими полномочиями по определению критериев предоставления таких доплат. Законодатель Астраханской области действовал правомочно, устанавливая и корректируя такие критерии.

В то же время КС напомнил, что прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям не влечет признания лица виновным или невиновным в преступлении. При этом прекратить дело таким образом можно только при отсутствии возражений со стороны такого лица. Оно вправе настаивать на продолжении расследования и добиваться оправдательного приговора.

В связи с этим прекращение дела по нереабилитирующим основаниям в отношении должностного лица хотя и не влечет его признания виновным, но может поставить под сомнение его соответствие репутационным требованиям к носителю публичной власти, считает КС. Поэтому такое ограничение на доплаты к пенсии не противоречит нормам Конституции.

Дело в отношении Нестеренко возбудили из-за распределения субсидий для ОАО «Астраханский продукт». По версии следствия, он распорядился выделить предприятию крупную субсидию уже после его приватизации, таким образом, фактическая стоимость компании оказалась выше цены, по которой ее приобрели на аукционе, и бюджет понес убыток в размере 30,2 млн руб.