Европейский суд по правам человека рассмотрел жалобу гражданки Грузии на бездействия властей в связи с домашним насилием. Ее дочь убил ревнивый супруг после того, как полиция месяцами игнорировала жалобы на насилие и угрозы с его стороны. ЕСПЧ признал нарушение права на жизнь и защиту от дискриминации. Заявительница должна получить €35 000 компенсации морального ущерба, говорится в постановлении суда.
История вопроса
Живущая в Тбилиси Талико Тхелидзе сообщила, что в 2013 году ее дочь вышла замуж и переехала к родителям супруга в город Рустави. Вскоре после начала совместной жизни ее муж стал проявлять «патологическую ревность». В апреле 2014-го его отец был вынужден вызвать полицию, поскольку пьяный мужчина угрожал убить жену. Женщина просила полицию принять все возможные меры, чтобы защитить ее от супруга, а его отец потребовал, чтобы правоохранители выселили сына из его квартиры. Тем не менее полиция не завела дело и не предприняла никаких мер.
В сентябре того же года дочь Тхелидзе вызвала полицию и сообщила о побоях со стороны мужа, из-за которых ей пришлось вызвать «скорую». Ее муж признался полицейским, что неоднократно угрожал убить женщину, но заверил, что никогда не причинит ей вреда. Мужчина также признал, что был ранее осужден за грабеж и хранение наркотиков. В полицейском отчете утверждалось, что он «толкнул» жену, а ей якобы не потребовалась медицинская помощь. Возбуждать дело по этим фактам вновь не стали.
На следующий день женщина вернулась к матери в Тбилиси. После этого муж начал присылать ей sms с угрозами убийства и самоубийства, а также угрожал ее шестилетней дочери от первого брака. Мужчина также пытался ворваться в квартиру тещи. Талико Тхелидзе подала заявление в полицию об угрозах в адрес ее дочери. Но после допроса мужчины полиция переквалифицировала угрозы в оскорбление и ограничилась формальным предупреждением. Расследование не проводилось.
В течение следующего месяца такие ситуации повторялись неоднократно. Полиция всякий раз отказывала женщинам в защите, пока 17 октября мужчина не пришел на работу к жене, где застрелил ее и покончил с собой.
В 2015 году Тхелидзе потребовала расследовать бездействия полицейских, которые игнорировали многократные заявления от нее и от ее дочери. Эти обращения также неоднократно отклоняли, в том числе трижды оставили без ответа в Генеральной прокуратуре Грузии.
Систематическая дискриминация
ЕСПЧ отметил, что домашнее насилие в Грузии до сих пор в значительной степени рассматривают как частное, семейное дело, в которое общество не вмешивается. Женщинам зачастую приходится направлять многочисленные заявления прежде, чем полиция что-то предпримет в связи с угрозами или насилием в их отношении. В 2014 году не менее 34 женщин были убиты в Грузии из-за их гендера. Грузинский омбудсмен также заявил, что патриархальные нравы привели к широкому распространению насилия против женщин как в городах, так и в сельской местности, публично и внутри семей.
Представители Грузии в суде указали на ряд мер по предотвращению насилия в отношении женщин и домашнего насилия в целом, которые власти страны предприняли с 2014 года.
ЕСПЧ пришел к выводу, что полиция Грузии систематически преуменьшает реальную опасность при рассмотрении заявлений и жалоб женщин на домашнее насилие. Рассматриваемый кейс это подтверждает. Европейский суд назвал пассивность правоохранительных органов в подобных случаях непростительной. Такое отношение создает благоприятный климат для дальнейшей дискриминации женщин и распространению жесткого обращения с ними.
Небрежность полицейских стала одной из причин гибели дочери заявительницы. Требовалось провести официальное расследование, чтобы установить степень вины и причины бездействия полиции, указывает ЕСПЧ. Но официальные инстанции Грузии так и не предприняли расследования.
В связи с этим ЕСПЧ усмотрел со стороны Грузии нарушение ст. 2 и ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Суд взыскал с государства €35 000 компенсации в пользу заявительницы. При этом он отказал в компенсации материального ущерба в случае потери кормильца малолетней внучке Тхелидзе, так как это напрямую не связано с бездействием госорганов.