ЕСПЧ выступил за возможность регистрации однополых браков в России
Европейский суд по правам человека вынес решение по делу «Федотова и другие против России». Судьи единогласно признали нарушение прав заявителей на защиту семейной и частной жизни.
Три однополых пары обратились с заявлением об оформлении брака в ЗАГСы. Их заявления не приняли, поскольку по внутреннему законодательству браком называется «добровольный союз мужчины и женщины». Попытки добиться отмены этого решения в российских судах не увенчались успехом.
Суд проверил, были ли нарушены права на защиту частной и семейной жизни заявителей по статье 8 Конвенции, так как не были предоставлены законные возможности для признания и защиты однополых союзов.
Судьи установили, что однополые пары не имели законодательных препятствий для совместного проживания. Однако у них не было возможности правового признания союза, поскольку национальное законодательство предусматривает только одну форму брака – между мужчиной и женщиной. Без формального признания однополые пары не могли получить права на участие в программах семейного жилья или финансовой помощи, на посещение партнеров в больнице, не имели гарантий в уголовном производстве (права не давать показания против близкого родственника), наследственных прав. Это приводило к серьезным повседневным трудностям для однополых пар, считает суд.
ЕСПЧ рассмотрел мнение правительства России о том, что большинство россиян не поддерживают однополые браки, и решил, что государство не может полагаться на общественную мораль, когда речь идет о запрете для значительной части населения доступа к основополагающим правам на защиту частной и семейной жизни. Стремление правительства к препятствию демонстрации гомосексуальности в данном случае не имеет отношения к делу.
Защита традиционного брака, которое закреплено в Конституции в 2020 году является принципиально важным и законным доводом, однако «суд не видит каких-либо рисков для традиционного брака, которые может повлечь за собой официальное признание однополых союзов, поскольку это не мешает разнополым парам вступать в брак или пользоваться преимуществами, которые дает брак».
Таким образом, суд пришел к выводу, что страна-ответчик не смогла обосновать отсутствие возможности для регистрации браков заявителей. Правительство страны имеет свободу усмотрения в выборе преимущественного типа брака, но эта свобода не может приводить к нарушению основных прав меньшинств.
Суд единогласно признал, что Россия нарушила в этом деле статью 8 Европейской конвенции о правах человека. Установление нарушения представляет собой достаточную компенсацию морального вреда заявителей по статье 41 Конвенции.