КС разъяснил, что госструктуры не являются ОПГ
Конституционный суд разъяснил, что уголовная статья об участии в преступном сообществе не относит к ОПГ государственные структуры. Если госслужащих осуждают по этой статье, значит, они действовали, как преступное сообщество внутри официальной структуры. Это следует из определения КС по жалобе экс-полицейского Евгения Шерманова, одного из фигурантов дела генерала Сугробова.
История вопроса
В 2011 году тогдашний начальник Главного управления по борьбе с коррупцией (ГУЭБиПК) МВД Денис Сугробов создал преступное сообщество, в которое вошли его подчиненные. Злоумышленники фальсифицировали материалы и возбуждали уголовные дела, чтобы добиться карьерного роста и наград. Кроме того, они пытались спровоцировать на взятку замначальника 6-й службы 9-го управления собственной безопасности ФСБ Игоря Демина. Всего от действий полицейских пострадало около 30 человек.
Самого Сугробова осудили на 22 года колонии строгого режима. Шерманов, который занимал должность замначальника управления «Б» ГУЭБиПК, был осужден на 18 лет, а позднее приговор сократили до 10 лет заключения. Одним из пунктов обвинения было участие в преступном сообществе с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК).
Шерманов попытался оспорить свою вину по этому пункту. Он утверждал, что после вступления в силу федерального закона от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ состав преступления в его действиях отсутствует. Этот закон дополнил ст. 210 примечанием, согласно которому сотрудников коммерческих организаций нельзя привлечь к ответственности по этой статье только из-за структуры этой организации или занятия руководящего поста в ней. Верховный суд при пересмотре приговора отклонил этот довод. Стерлитамакский горсуд также отклонил отдельное ходатайство Шерманова по этому поводу и указал, что его осудили не из-за структуры полицейского управления.
Тогда Шерманов обратился в КС. Экс-полицейский просил признать п. 1 пояснения к ст. 210 УК не соответствующим Конституции и дискриминационным по отношению к госслужащим, так как он содержит оговорку только для сотрудников коммерческих структур. По мнению заявителя, это не соответствует норме о равенстве перед законом.
Позиция КС
Соответствующее уточнение внесено в Уголовный кодекс, чтобы защитить предпринимателей и их сотрудников, указал Конституционный суд. Это отвечает принципу, согласно которому каждый должен иметь возможность предвидеть правовые последствия своих действий. Раннее в судебной практике была тенденция привлекать по ст. 210 УК учредителей, руководителей и сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую и иную деятельность и никак не связаны с профессиональной организованной преступностью.
При этом новая редакция ст. 210 и применения к ней не подразумевают, что в силу структурной организации государственных органов их сотрудников можно привлечь к ответственности за участие в преступном сообществе без дополнительных оснований. Более того, сама идея, что государственный или муниципальный орган сам по себе может действовать как преступная организация, парадоксальна, указывает КС. В правоприменительной практике таких трактовок не возникало, а потому и отдельных пояснений в этом отношении не потребовалось.
Спорное примечание не подразумевает, что человека можно наказать по ст. 210 УК без закрепленных в уголовном законе признаков преступления, где бы он ни работал. В то же время преступное сообщество может быть, при наличии таких признаков, обнаружено и в государственном органе (но это не значит, что к нему относятся все сотрудники этого органа по умолчанию), подчеркивает КС.
Конституционный суд подчеркнул, что в его задачи не входит проверка того, правильно ли применена спорная статья в отношении Шерманова, на что, по сути, и направлена его жалоба. Само примечание к ст. 210 УК не противоречит Основному закону.