ЕСПЧ признал незаконной ликвидацию НБП и присудил детям и соратникам Лимонова €10 000
Европейский суд по правам человека сегодня вынес решение по жалобе (№ 13918/06) «Савенко и другие против России». Заявители требовали признать незаконной ликвидацию и отказ в перерегистрации Национал-большевистской партии.
Суд напомнил фабулу дела. Запрещенная НБП была в 1997 году перерегистрирована в общественное объединение. Областное управление Минюста требовало исключить объединение из списка юрлиц, тогда суд отклонил иск. В июле 2003 года управление вынесло предупреждение ассоциации НБП за слово «партия» в названии и пункт устава об участии в выборах. Съезд НБП внес поправки, но Минюст все равно отказал в регистрации из-за отсутствия документа, подтверждающего фактическое присутствие органа управления по заявленному адресу.
Далее ЕСПЧ пишет, что в 2004 году Мособлпрокуратура подала в Московский областной суд заявление о роспуске ассоциации НБП, так как партия не представляла годовые отчеты о деятельности. Суд поддержал прокурора. В ноябре 2004 года НБП провела учредительный съезд партии. Минюст не зарегистрировал ее из-за неполного пакета документов. В 2007 году Московский городской суд по запросу прокурора Москвы признал объединение НБП «экстремистской организацией».
ЕСПЧ указал, что право на создание ассоциации является неотъемлемой частью права, изложенного в статье 11 («Свобода собраний и объединений») Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом, по мнению Европейского суда, полномочия государства по защите своих институтов и граждан от ассоциаций, которые могут поставить их под угрозу, должны использоваться с осторожностью, а роспуск ассоциации представляет собой чрезвычайно суровую меру.
ЕСПЧ считает, что роспуск ассоциации НБП был несоразмерен преследуемой законной цели и, следовательно, не был «необходим в демократическом обществе». Европейский суд также считает, что отказ в регистрации политической партии НБП представляет собой вмешательство властей в осуществление права заявителей на свободу объединений.
Заявители просили Суд указать, что надлежащей формой индивидуальной компенсации было бы восстановление НБП в форме политической партии и отмена постановлений, вынесенных российскими судами.
В этом отношении Суд отметил, что в настоящем деле, учитывая разнообразие средств, доступных для достижения restitutio in integrum (восстановления в правах), и характер рассматриваемых вопросов, надзор должен быть оставлен на усмотрение Комитета министров на основе информации, предоставленной государством-ответчиком.
ЕСПЧ присудил детям Эдуарда Лимонова и четырем его соратникам в общей сложности €10 000 плюс проценты.