ВККС рекомендовала судей кассационных СОЮ
Мотивы перехода
Ольга Шабалова почти 15 лет проработала в арбитражных судах, последние 6 лет — судьей АС Северо-Западного округа. Она попросила рекомендацию в Восьмой кассационный СОЮ. ВККС заинтересовали ее мотивы.
— Хотелось бы повысить мою квалификацию в судах общей юрисдикции. К тому же сподвигли трагические семейные обстоятельства, — объяснила кандидат.
В Санкт-Петербурге у нее не осталось родных или близких. А в Кемерово, где расположен Восьмой кассационный СОЮ, живут ее родители, которые нуждаются в уходе. В итоге она получила поддержку ВС и рекомендацию ВККС.
Елена Бузьская, которая более 8 лет отработала судьей, а с 2020 года получила назначение в Приморский краевой суд, просила о рекомендации в судьи Девятого кассационного СОЮ.
— С какого времени вы приступили к работе в краевом суде?
— С 18 июня 2020 года, — ответила Бузьская.
— То есть отработали год. Как вы считаете, набрались достаточно опыта в краевом суде, чтобы работать в кассационном?
— Думаю, что да, — ответила она.
Александр Хижинский, председатель Девятого кассационного СОЮ, просил дать Бузьской рекомендацию. «Мы хорошо знаем Елену Владимировну, считаем, что у нее высокое качество работы», — сказал Хижинский. Но ВС кандидатуру не поддержал, а члены ВККС решили отложить рассмотрение претендента до четверга.
Семейные вопросы
Ирина Андриянова, судья Кемеровского областного суда, просила о рекомендации в Восьмой кассационный СОЮ. Перед коллегией пришлось объяснить, почему ее брат привлекался к ответственности по ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков»). Андриянова рассказала, что его отчислили из университета. А он хотел повышения по должности, поэтому купил диплом и предоставил его на работу в правоохранительные органы. Но обман вскрылся. Несмотря на это, Андриянова получила рекомендацию от ВККС.
Вадим Зенин служил в Афганистане, получил медаль «За отвагу». А после возвращения поступил на юрфак и почти 19 лет отработал в судебной системе. Сейчас судья Краснодарского краевого суда. Он рассказал о работе дочери, которая трудится в том же суде помощником судьи.
— Она в гражданской коллегии, а я рассматриваю административные споры, — объяснил кандидат.
Вопросов к нему больше не оказалось, члены ВККС рекомендовали его на должность судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции.
А судья Краснодарского краевого суда Ирина Комбарова объяснила, почему ее сестра живет и работает в США. Вместе с мужем они переехали уже давно. Насколько ей известно, там она трудится на заводе. По словам судьи, они практически не общаются с родственницей. Ее ответов оказалось достаточно, чтобы получить рекомендацию.
Семь кандидатов на шесть вакансий
В Шестом кассационном СОЮ было открыто всего шесть вакантных должностей судьи, но о рекомендации просило сразу семеро: судья в отставке Виктор Бабкин, зампред Волжского районного суда Самарской области Елена Фокеева и зампред Комсомольского районного суда г. Тольятти Сергей Шабанов, судья Ново-Савиновского районного суда г. Казани Ирина Султанова, судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Николай Герасимов, судья Центрального районного суда Оренбурга Евгения Крыгина и судья Оренбургского областного суда Татьяна Нечаева.
Заявки кандидатов члены ВККС рассматривали одновременно, по очереди задавали вопросы к кандидатам. Оказалось, что раньше Герасимов был зампредом, но сам ушел с этой должности. Коллегию заинтересовали его мотивы.
— Я понял, что по своему характеру больше исполнитель, чем руководитель, — объяснил претендент.
Вопросы возникли и к Крыгиной, которая 10 лет работает в районном суде.
— Считаете у вас достаточный опыт для работы в кассации? До этого конкурса вы пытались куда-то выдвинуться?
— Опыт считаю достаточным. Супруг работает прокурором, поэтому не подавала документы в областной суд, чтобы избежать конфликта интересов. Я ранее подавала документы только на судью Первого кассационного СОЮ, но отозвала документы до рассмотрения по семейным обстоятельствам.
— А как супруг относится к переезду?
— Мы долго обсуждали этот вопрос, он понимает, что мне тоже хочется расти в профессиональном плане.
Оказалась, что и другой кандидат из Оренбуржья не так давно работает на уровне апелляции: с момента назначения Нечаевой прошел год. «Вы считаете, что достаточно опыта?», — спросил председатель коллегии Николай Тимошин. «Я буду очень стараться», — сказала судья.
ВС поддержал все кандидатуры, за исключением «отставника» Бабкина. После совещания ВККС дала рекомендации всем, кроме Бабкина. Он не набрал достаточно голосов для рекомендации.
Санкт-Петербургская кассация
Двое просили о назначении в Третий кассационный СОЮ. Одна из них — судья Московского районного суда г. Санкт-Петербурга Наталия Бурданова. В общей сложности она проработала судьей около 6 лет. Ей пришлось объяснить, откуда у нее взялись деньги на покупку квартиры в прошлом году. По ее словам, несколько лет она копила, продала старую недвижимость, а дополнительно оформила ипотеку. У членов коллегии возникли вопросы и к качеству работы судьи.
Как отметил Тимошин, судья успевает преподавать, занимается научной работой, но вот показатели отмен не улучшились за 6 лет работы. Бурданова объяснила, что пытается совершенствоваться, и за первое полугодие 2021-го все ее решения «устояли» в апелляции. Несмотря на это, от ВС она поддержки не получила. А после совещания и ВККС отложила рассмотрение кандидатуры для дополнительного изучения.
А вот второй кандидат в Третий кассационный СОЮ рекомендацию получил без проблем. Это Лилия Чекрий, которая сейчас занимает должность судьи в Василеостровском районном суде Санкт-Петербурга.
Две рекомендации в апелляцию
ВККС выбирала не только судей кассационных СОЮ, но еще и апелляционных. Юлия Гончарова, которая с 2017 года работает судьей Алтайского краевого суда, просила рекомендовать ее в Пятый апелляционный СОЮ. Вопросы к ней возникли про ее сестру. Гончарова объяснила, что та мировая судья, но в другом регионе — в Амурской области. В итоге она получила рекомендацию от ВККС, но председатель коллегии Николай Тимошин предостерег кандидата, чтобы она была аккуратнее с конфликтом интересов в дальнейшем.
У Златы Селюковой, которая хочет перейти из Ставропольского краевого суда в Третий апелляционный СОЮ, спрашивали о качестве ее работы. Тимошин сказал, что в целом число отмен было небольшим. От нуля до трех дел в разные годы. А в 2020-м отменили или изменили сразу 23 ее акта.
— С чем связана такая цифра?
— В 2020 году появились кассационные суды, и началась другая работа.
— А причина отмен как?
— В основном из-за изменения практики.
В итоге вопрос о рекомендации кандидата ВС оставил на усмотрение коллегии, ВККС после совещания Селюковой дала рекомендацию. «Желаем удачи и повнимательнее с качеством рассмотрения дел», — напутствовал Тимошин.