ВС Нидерландов поддержал основной аргумент России в споре с экс-акционерами ЮКОСа
В 2020 году Апелляционный суд Гааги, отменив решение первой инстанции, оставил в силе решение Гаагского арбитража от 2014 года, в котором Российской Федерации было предписано выплатить компенсацию в размере около $50 млрд трем бывшим крупным акционерам нефтяной компании ЮКОС, напоминает пресс-служба Верховного суда Нидерландов.
Слушания в Верховном суде состоялись 5 февраля 2021 года. Защита российской стороны утверждала, что страна не может считаться связанной арбитражной оговоркой, содержащейся в Договоре к Энергетической Хартии (ДЭХ), в условиях, когда этот международный договор не был ратифицирован, сообщил тогда Минюст.
Адвокаты настаивали, что российский парламент должен был ратифицировать юрисдикцию международного арбитража на отношения между российским государством и инвесторами, что прямо подразумевает ДЭХ. А временное применение в этом случае положений об арбитраже противоречит как нормам международного права, так и базовому принципу разделения властей.
Один из ключевых экспертов, который формулировал правовую позицию России в части юрисдикции, декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов считает, что Верховный суд несправедливо не учел довод о юрисдикции. «В любом случае, на мой взгляд, то, что Верховный суд поддержал содержательную часть жалобы и направил дело на новое рассмотрение, — это здорово», — отметил Белов.
Один из основных аргументов, который как раз был поддержан судьями, состоял также в том, что «инвестиции» истцов были осуществлены в результате противоправных действий в ходе приватизации ЮКОСа и последующего вывода акций и денег через подставные компании в офшорных юрисдикциях. А это противоречит публичному порядку Нидерландов и Европейского Союза, а также международным договорам в сфере борьбы с коррупцией и легализацией преступных доходов. ДЭХ не может защищать «инвестиции», которые фактически являлись выводом денег из Российской Федерации для целей отмывания и ухода от налогов, а компании-пустышки истцов не могут расцениваться как иностранные инвесторы.
Как отметил в заключительном выступлении в то время заместитель министра юстиции РФ, представитель при ЕСПЧ Михаил Гальперин, бенефициары истцов дважды недобросовестно обогатились за счет активов ЮКОСа: первый раз — когда с помощью взяток и мошенничества приобрели ее за бесценок в середине 1990-х, второй раз — когда в начале 2000-х вывели из нее миллиарды долларов с помощью офшорных схем, налоговых и корпоративных манипуляций.
«Теперь они хотят сделать это в третий раз, требуя от вас подтвердить правомерность взыскания беспрецедентной суммы в $57 млрд из российского бюджета, лишив государство необходимых средств на выплату социальных пособий, поддержку здравоохранения, защиту окружающей среды и на исполнение других публичных обязательств государства перед 140 миллионами граждан России», — подчеркнул Гальперин.
Чиновник также напомнил, что Европейский суд по правам человека в 2011 году единогласно подтвердил, что компания ЮКОС не была подвергнута дискриминации и политическому преследованию, а российские власти не злоупотребляли своими полномочиями и никогда не использовали их для того, чтобы уничтожить компанию и захватить ее активы. ЕСПЧ также признал, что как раз менеджмент ЮКОСа использовал незаконные схемы ухода от налогов.
Наконец, российский представитель подчеркнул, что истцы злоупотребили правом на обращение в международный арбитраж и нидерландские суды, поскольку это де-факто внутрироссийский налоговый спор между российскими предпринимателями Ходорковским, Невзлиным и другими, действовавшими через офшорные компании, и российскими налоговыми органами. По словам Гальперина, истцы все эти годы фальсифицировали доказательства и сознательно вводили арбитраж и нидерландских судей в заблуждение.
В результате Верховный суд Нидерландов принял во внимание основной аргумент российской стороны о мошеннических действиях акционеров ЮКОСа в арбитражной процедуре и признал, что апелляционной суд незаконно не вынес по этому поводу решение по существу.