Практика
6 декабря 2021, 16:52

ВС восстановил срок обжалования сделки финансовым управляющим

Банкрот заключил мировое соглашение за год до признания несостоятельности. Управляющий решила обжаловать сделку, но ей отказали из-за пропущенного процессуального срока. ВС поправил кассацию.

ИП Андрей Прохоров в июле 2019 года заключил со своим кредитором мировое соглашение, утвержденное Октябрьским районным судом Владимира. Арбитражный суд Владимирской области 22 октября 2020 года начал процедуру реструктуризации долгов ИП Прохорова, тогда же Юлия Кирпичева была назначена финуправляющим. Копию решения Октябрьского райсуда она получила в декабре.

18 января 2021 года Кирпичева обратилась в кассационный суд, чтобы восстановить процессуальный срок на обжалование соглашения банкрота. Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции в феврале, а затем и судебная коллегия по гражданским делам того же суда в апреле 2021-го оставили без удовлетворения заявление Кирпичевой из-за истечения процессуального срока. Суды сочли, что поскольку определение о мировом соглашении вступило в силу 31 июля 2019 года, крайний срок подачи кассационной жалобы был 31 января 2020 года. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда в составе Сергея Асташова, Вячеслава Горшкова и Александра Киселева указали на ошибку (№ 86-КГ21-7-К2). 

Судьи отметили, что арбитражные суды в своей практике дают более высокий уровень гарантий судебной защиты лиц, права которых затрагиваются оспариваемым судебным актом, по сравнению с положениями абзаца второго ч. 6 ст. 112 ГПК, не предусматривающими восстановления срока за пределами одного года. 

Закон «О банкротстве» гласит, что судебный акт, подтверждающий обоснованность требований кредиторов, является основанием для включения арбитражным управляющим таких требований в реестр. Таким образом, невозможность для управляющего восстановить процессуальный срок подачи кассационной жалобы, «существенно снижала бы уровень реализации им конституционного права на судебную защиту, противоречило бы конституционным целям гражданского судопроизводства», отметил ВС.

П. 10 Постановления Пленума ВС от 11 декабря 2012 года разъясняет, что процессуальный срок может быть восстановлен по заявлению как физического, так и юридического лица, когда причины пропуска объективно исключали возможность своевременного обращения в суд, отметили судьи коллегии по гражданским делам. 

В данном случае, по мнению ВС, судьи не учли, что Кирпичеву назначили только 22 октября 2020 года, а копию обжалуемого акта она получила 15 декабря 2020 года, то есть после истечения срока обжалования определения от 15 июля 2019-го. Это объективно исключало возможность подачи кассационной жалобы в установленный срок. 

Судебная коллегия по гражданским делам отменила решения и направила дело на новое рассмотрение во Второй кассационный суд общей юрисдикции.