Зорькин: в КС впервые стало конституционное число судей
На встрече с президентом Владимиром Путиным председатель Конституционного суда Валерий Зорькин сообщил, что впервые число судей КС достигло конституционного и составляет сейчас 11 человек. До принятия новой редакции Основного закона КС состоял из 19 судей.
«У нас теперь впервые с 1 декабря стало конституционное число судей КС — 11, то есть постепенно убывали. И теперь — то, что по Конституции», — сказал глава КС.
По его словам, в этом году КС принял порядка 50 постановлений и 3000 определений, что соответствует среднему показателю за прошлые годы. Число жалоб также не увеличилось, уточнил Зорькин: «Постепенно люди уже узнают, что можно требовать от Конституционного суда, а по каким вопросам надо идти в ЖЭК, или, скажем, в суд общей юрисдикции, или к участковому инспектору. Раньше все это было очень размыто. Если в 90-е годы из примерно 19 000 обращений, можно сказать, половина была связана с тем, что вообще к нам не относится, [то] сейчас стало более профессионально».
«Это говорит о повышении правовой грамотности людей», — сказал в свою очередь президент.
Валерий Зорькин затронул и качество российских законов. Он отметил, что, например, налоговое законодательство «стабилизировалось»: по нему меньше всего жалоб, но с уголовным правом и процессом, гражданским правом, собственностью, договорами, социальными правами и правами человека проблем еще достаточно. «Тут есть, видимо, над чем подумать законодателю», — сказал глава КС.
Он также сообщил главе государства, что у Конституционного суда сложились «деловые, профессиональные отношения» с Верховным судом.
«Верховный суд уважительно относится к нашим решениям. Ведь можно было как? Полуигнорировать. Мы бы где-то стали перетягивать одеяло. Я как-то уже об этом говорил: не все страны переходного периода обошли безболезненно эту ситуацию, когда пришлось <...> законодателю вмешиваться: то ли полномочия Конституционного суда урезать, то ли Верховного суда урезать, то ли слить их вообще», — отметил Зорькин.
Глава государства на это заметил, что ранее такое «было во взаимоотношениях между Арбитражным судом и Верховным». «Здесь я должен сказать, что у нас вполне нормальные, деловые отношения, и этому помогает, кстати, Конституция: там все достаточно четко прописано», — заключил Зорькин.