Практика
14 декабря 2021, 13:13

За 2021 год мошенники похитили у россиян 45 млрд руб.

По данным МВД, каждый седьмой россиянин подвергался попытке хищения денег со стороны телефонных мошенников. 50% потерпевших добровольно передавали свои данные, в том числе пароли и секретные коды.

Сумма одного мошенничества варьируется от 15 000 руб. до десятков миллионов рублей. Самая крупная из встречавшихся полицейским — 25 млн руб., сообщил заместитель начальника Следственного департамента МВД полковник юстиции Данил Филиппов, которого цитирует ТАСС. 

Ранее служба Kaspersky Who Calls сообщила, что по сравнению с январем — февралем в 35 раз выросло количество звонков с подозрением на мошенничество, во время которых злоумышленники применяли роботизированные обзвоны. Пик такой активности пришелся на ноябрь 2021 года.

«Зачастую схема такова: человеку поступает звонок, фейковый робот банка сообщает, что от имени владельца счета было произведено некое действие. Например, была отправлена заявка на получение кредита или запрошен перевод крупной суммы денег. Далее абонента просят нажать в тональном режиме 1, если он действительно запрашивал ту или иную операцию, и 2 — если нет. Во втором случае клиента переводят на специалиста службы безопасности банка, разумеется фальшивого», — пояснил аналитик Kaspersky Who Calls Виталий Воробьев.

Он добавил, что после «переключения на специалиста» мошенники под видом сотрудников банков могут выманить платежную информацию (например, CVC) или код из смс, который подтверждает вход в онлайн-банк с устройства преступника.

Об этой схеме знают и в Центробанке. Там считают, что такой звонок может ослабить бдительность клиента. По данным ЦБ, в 2020 году выявили и отправили на блокировку 26 400 телефонных номеров, с которых злоумышленники обзванивали клиентов банков. Это почти в два раза больше, чем годом ранее. За три квартала этого года Банк России инициировал блокировку уже более 42 000 преступных номеров.

В крупнейших банках подтвердили тренд на увеличение числа мошеннических звонков с помощью роботизированных помощников по сравнению с прошлым годом. Этот способ более вредоносен, так как уровень доверия к цифровым помощникам у жертв выше, считает начальник департамента кибербезопасности банка «Зенит» Олег Волков: у человека складывается впечатление, что информация передается в систему напрямую, в обход живого оператора.

Злоумышленники стремятся использовать новые, более охватные и дешевые каналы воздействия на клиентов банков, отметили в ВТБ. В банке добавили, что с помощью роботизированного обзвона мошенники экономят ресурсы своих «колл-центров» и более качественно оценивают профиль потенциальных жертв.